Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Страница 4

Любопытно свидетельство другого педагога, который три года проработал в специальной группе с высокоодаренными школьниками, а потом вернулся в обычную «среднюю» школу. Занятия стали куда эффективнее, чем до приобретения опыта работы с высокоодаренными. По мнению преподавателя, он привык больше уделять внимания развитию самостоятельности, независимости в суждениях и оценках и тем самым выявлению творческого потенциала учащихся. И эта методика перенесена на рядовых школьников, дала великолепные результаты.

Этот педагог попытался запечатлеть свой опыт в виде афоризмов, правил и даже заповедей, которыми он руководствовался в своей педагогической практике:

Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательств и обоснования.

Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.

Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить повода раскрыть для них что-то новое.

Постоянно помни - обучение должно опираться на интересы, мотивы и стремления школьника.

Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

Уважай свои собственные «сумасшедшие» идеи и прививай другим вкус к нестандартному мышлению.

Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею».

Не скупись на ободряющие слова, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.

В процессе обучения не может быть постоянно методики и раз навсегда установленной программы.

Повторяй эти заповеди каждый вечер на сон грядущий, пока они не станут частью тебя самого.

Заповеди эти, конечно не исчерпывают и не охватывают всех тайн и тонкостей педагогического мастерства, однако они весьма полезны для учителей.

Одним из способов воспитания самостоятельного, нестандартного, то есть творческого мышления является метод проблемного обучения. До последнего времени в школе преобладали два метода обучения: объяснительно-иллюстративный (или как некоторые ученые называют его, информационно-рецептивный) и репродуктивный, проявляющийся в тренировках, упражнениях, в выполнении вариантов по образцам.

Но сейчас педагоги все шире используют новый метод. Для того, чтобы понять, в чем его сущность и значение, надо знать, какое место занимают в человеческом мышлении проблемные ситуации.

Как показал советский психолог С.А.Рубинштейн, мышление начинается там, где создается проблемная ситуация.

Что такое проблемная ситуация? На этот вопрос отвечают так: это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. В более сложных случаях нужно искать и возможности, так как их существование не очевидно. Большинство проблем, с которыми сталкиваются люди, относятся именно к этим «более сложным случаям».

Проблемная ситуация создается тогда, когда содержание ситуации, с которой столкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие «включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления.

Получается, что логическая структура проблемных ситуаций, то есть ситуаций, «пускающих в ход» в процесс мышления совпадает.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явления информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Это привело к разработке новых дидактических подходов в обучении школьников – не к простому накоплению суммы знаний, а целенаправленному усвоению систем, понятий, закономерностей, обобщенных структур, позволяющих глубже осознавать суть конкретного учебного предмета и на этой основе овладевать общими приемами решения самых разнообразных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Управление процессом обучения
Органическая связь между педагогической теорий К.Д. Ушинского и идеями оптимизации управления обучением, возникшими на стыке педагогики и кибернетики, объясняется поезде всего тем, что принцип целенаправленности педагогического процесса и, следовательно, управления им, является одним из наиболее су ...

Воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пон ...

Развитие речи в онтогенезе
Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека. По мнению физиологов и психологов (Н. И. Красногорский, А. А. Люблинская, И ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru