Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Страница 2

Свертывание не ограничивается одними лишь мыслительными операциями. Это проявление более широкой способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, в использовании все более емких в информационном отношении символов.

Экономное и символическое обозначение понятий и отношение между ними - важнейшее условие продуктивного мышления.

Четкое и сжатое символическое обозначение не только облегчает усвоение материала учащимся. Из опыта учителя знают, что порою не поддающаяся усилиям ученика задача, если потребовать от него четкой и сжатой записи условия, «поддается» затем сравнительно легко может быть решена. Ввести изящный способ записи, кратко и красиво изложить уже известное - такая работа носит тоже творческий характер и требует нестандартности мышления.

Важной задачей является развитие способности к «сцеплению» и переносу. Этим словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом личности, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта, а остается мертвым грузом. Способность объединять вновь воспринятые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже имеющиеся системы знаний, является предпосылкой другой чрезвычайно важной способности к переносу. Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, то есть умение отделить то, что присуще только данной проблеме, от того общего, что может быть перенесено в другие области. Это по сути способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть применены при решении широкого круга проблем.

Способность к переносу настолько важна, что развитие ее нельзя предоставить воле случая. Преподаватели должны специально знакомить ребят с этим приемом, раскрывая его громадные возможности и воспитывая у ребят вкус к его использованию.

Широко распределенное внимание повышает шансы на решение задачи. Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить надо думать около». Эта способность мышления названа боковым мышлением. Т.е. способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.

В последнее время появилась тенденция пренебрежительно относиться к памяти, противопоставляя ее мыслительным способностям. При этом приводят примеры творческих достижений людей с плохой памятью. Но слова «плохая память» слишком расплывчаты. Память включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Когда школьник ищет решения какой-нибудь задачи, он может рассчитывать на те сведения, которые в данный момент воспринимает, а не те, которые сумеет извлечь из памяти. Преимущество при решении получает не тот у кого запас знаний богаче, а кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию. В таких случаях мы говорим о сообразительности, но одним из ее компонентов является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Это одно из непременных условий продуктивного мышления.

Отсюда насущная задача-тренировка памяти, постоянное упражнение ее. Опыт показывает, что «плохая память»- зачастую неумение сосредоточить внимание; этому нужно обучить. Столь же важно научить школьника сосредоточить усилия на припоминании нужной информации, ибо процесс припоминания - это прежде всего труд.

Для продуктивного мышления нередко имеют значения легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними. Эта способность проявляется, например, в «синтезе» острот. Еще А.С.Пушкин отметил, что именно в остроумии отчетливо прослеживается сближение понятий: «Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения».

Важным фактором продуктивного, творческого мышления является такая способность как гибкость мышления. Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью, застойностью, окостенелостью и даже «застреванием мышления».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Воспитание познавательного интереса на уроках географии
Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы и наблюдаемых уроков мы выявили необходимые предварительные условия для формиров ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное явление
Современная ситуация в России привела к переоценке духовно-нравственных ценностей в связи с утратой многих традиционных ценностей. В поиске лучших народных традиций воспитания личности целесообразно пересмотреть исторически сложившиеся модели воспитания, одной из оптимальных моделей органично вписы ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru