Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Базовая модель технологии кластери

Базовая модель технологии кластери

Страница 1

В основе технологии кластери лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке географии обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: "Что вы знаете о материках и океанах, о морях и. т. д…?"). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от "простого" к "сложному", что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

Вызовом при составлении кластера является познавательная задача на уроке географии, которая определяется исходя из темы и цели урока. Например, по теме урока "Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли", вызовом, побуждающим учащихся к дальнейшим действиям, будет являться вопрос "Что вы понимаете под термином природные комплексы? Почему материки и океаны относятся к крупным природным комплексам? Что относится к малым природным комплексам? Что называется материками, океанами?" и. т.д.

Вторая стадия - осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию урока; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей в виде правил, формулировок, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов для нового кластера; наводящие вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Сколько? Из чего следует?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова. Например, по теме урока "Материки Северного полушария"

Сходства и различия географического положения, рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Северного полушария.

Физико-географическое положение материков.

Рельеф и его отличия.

Полезные ископаемые

Освоенность территории

Воспроизводство

Вывод …

Вопросы могут носить разный характер, могут быть выстроены в определённой последовательности. Они могут быть разбиты на группы. Вопросы могут дополнять и расширять тему. Например, по теме урока "Материки Северного полушария" вопросы могут быть дополнены следующими: "Размеры и очертания материка. Океаны и моря у берегов материка, влияние их на природу. История открытия и исследования материка. Древнее и современное материковое оледенение. Области вулканической деятельности и землетрясений. Факторы формирования климата. Внутренние воды материка. Территории внутреннего стока. Основные типы питания и режима рек. Современное оледенение; многолетняя мерзлота. Природные зоны материка. Высотная зональность"…

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru