Структура содержания обучения "Технологии" должна согласовываться с периодами развития определенных качеств личности, обеспечивать соответствующее целям и задачам информационное наполнение, тесную смысловую взаимосвязь и преемственность возрастных этапов технологической подготовки учащихся.
В основе построения структуры содержания "Технологии" лежит блочно-модульный принцип и вариативный интегрированный подход. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, скомпонованных, в свою очередь, из модулей, которые представляют те или иные технологии. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с ведущими технологиями по основным направлениям производства, сервиса и домашнего быта, углубленно освоить одну из них.
С учетом того, что содержание "Технологии" по тематике и уровню сложности должно соответствовать периодам психофизического, интеллектуального развития учащихся, этапам их социально-трудового становления, можно выделить четыре основных смысловых блока содержания технологии. Первый блок относится к периоду обучения в начальной школе (1-4 классы), второй - к подростковому возрасту (5-8 классы), третий - к ранней юности (9-10 классы) и четвертый - к юности (11-12 классы).
В структуре первого блока (1-4 классы) в виде отдельных модулей, с учетом уровня общеобразовательной подготовки, интеллектуальных и психофизических характеристик личности младших школьников, могут изучаться технологии прикладного художественного преобразования таких материалов, которые не требуют при обработке значительных физических усилий, но способствуют эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся, совершенствованию четкости и точности манипулятивных функций рук и пальцев, что обеспечит в дальнейшем эффективное владение различными ручными инструментами. Это могут быть работы с бумагой, древесиной и древесными материалами, папье-маше, пенопластами, фольгой и мягкой проволокой, текстильными материалами, глиной.
При наличии условий целесообразно также ознакомление младших школьников с некоторыми технологиями преобразования биологических объектов. В этот блок могут войти технологии выращивания комнатных и огородных растений ("огород на подоконнике"), технологии ухода за мелкими домашними животными, декоративной и домашней птицей, аквариумными рыбами. Для этого начальная школа должна располагать кабинетом (уголком) живой природы.
Пропедевтический характер обучения на этом этапе развития учащихся позволяет назвать этот блок как "Введение в технологию".
Содержание второго блока (5-8 классы), с учетом возможностей подростков, включает в себя в качестве модулей технологии изготовления конструктивно и технологически несложных изделий производственного, бытового или художественно-прикладного назначения из древесины и древесных материалов, листового и профильного металла, пластмасс, текстильных материалов; технологии обработки пищевых продуктов и создания кулинарных блюд; технологии сборки электрифицированных и электронных изделий; технологии обслуживания бытовой электротехнической и электронной аппаратуры; технологии строительно-ремонтных и санитарно-технических работ; оказание образовательных, социальных и медицинских услуг; способы управления сельскохозяйственной техникой; технологий выращивания растении и животных; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Вся совокупность технологий второго блока закладывает основы технологических знаний и умений для квалифицированного труда. Соответственно этот блок можно назвать "Технологические основы труда".
С учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся 5-8 классов, их познавательных интересов и склонностей, социальной ориентации и принадлежности блок "Технологические основы труда" должен быть представлен в виде тематических учебных курсов. Эти курсы отражают распространенные и доступные для усвоения учащимися технологии основных сфер общественного производства: промышленность, сельское хозяйство, сферу домашнего быта и общественного сервиса, сферу художественно-прикладной деятельности.
Социальная компетентность как фактор социализации
Социальная компетентность, по мнению В. Гузеева, представляет собой способность действовать в социуме с учетом позиций других людей. Г. Селевко определяет социальную компетентность – как умение полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде. И.С. Смирнов и В.Н. Руслов видят по ...
Анализ результатов тестирования и расчетов. Определение социально зрелой
семьи
Произвести сравнительный анализ результатов психологического тестирования каждой семьи, и результатов полученных после работы с программой “Формирование рационального потребительского бюджета семьи”. Заключительная часть (анализ занятия, подведение итогов). Учащимся была предложена анонимная анкета ...
Использование детских музыкальных инструментов на уроке музыки
Примером использования на уроках музыкальных инструментов может служить "Семеро козлят" из оперы М.Коваля "Волк и семеро козлят". Детское творчество начинается с "обследования" звуковых возможностей инструментов, которые им предлагаются. Выбор сделан - бубен и треуголь ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.