Педагогика » Изучение современных средств связи и оргтехники в курсе "Технология" » Содержание и развитие образовательной области "Технология"

Содержание и развитие образовательной области "Технология"

Страница 6

Структура содержания обучения "Технологии" должна согласовываться с периодами развития определенных качеств личности, обеспечивать соответствующее целям и задачам информационное наполнение, тесную смысловую взаимосвязь и преемственность возрастных этапов технологической подготовки учащихся.

В основе построения структуры содержания "Технологии" лежит блочно-модульный принцип и вариативный интегрированный подход. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, скомпонованных, в свою очередь, из модулей, которые представляют те или иные технологии. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с ведущими технологиями по основным направлениям производства, сервиса и домашнего быта, углубленно освоить одну из них.

С учетом того, что содержание "Технологии" по тематике и уровню сложности должно соответствовать периодам психофизического, интеллектуального развития учащихся, этапам их социально-трудового становления, можно выделить четыре основных смысловых блока содержания технологии. Первый блок относится к периоду обучения в начальной школе (1-4 классы), второй - к подростковому возрасту (5-8 классы), третий - к ранней юности (9-10 классы) и четвертый - к юности (11-12 классы).

В структуре первого блока (1-4 классы) в виде отдельных модулей, с учетом уровня общеобразовательной подготовки, интеллектуальных и психофизических характеристик личности младших школьников, могут изучаться технологии прикладного художественного преобразования таких материалов, которые не требуют при обработке значительных физических усилий, но способствуют эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся, совершенствованию четкости и точности манипулятивных функций рук и пальцев, что обеспечит в дальнейшем эффективное владение различными ручными инструментами. Это могут быть работы с бумагой, древесиной и древесными материалами, папье-маше, пенопластами, фольгой и мягкой проволокой, текстильными материалами, глиной.

При наличии условий целесообразно также ознакомление младших школьников с некоторыми технологиями преобразования биологических объектов. В этот блок могут войти технологии выращивания комнатных и огородных растений ("огород на подоконнике"), технологии ухода за мелкими домашними животными, декоративной и домашней птицей, аквариумными рыбами. Для этого начальная школа должна располагать кабинетом (уголком) живой природы.

Пропедевтический характер обучения на этом этапе развития учащихся позволяет назвать этот блок как "Введение в технологию".

Содержание второго блока (5-8 классы), с учетом возможностей подростков, включает в себя в качестве модулей технологии изготовления конструктивно и технологически несложных изделий производственного, бытового или художественно-прикладного назначения из древесины и древесных материалов, листового и профильного металла, пластмасс, текстильных материалов; технологии обработки пищевых продуктов и создания кулинарных блюд; технологии сборки электрифицированных и электронных изделий; технологии обслуживания бытовой электротехнической и электронной аппаратуры; технологии строительно-ремонтных и санитарно-технических работ; оказание образовательных, социальных и медицинских услуг; способы управления сельскохозяйственной техникой; технологий выращивания растении и животных; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Вся совокупность технологий второго блока закладывает основы технологических знаний и умений для квалифицированного труда. Соответственно этот блок можно назвать "Технологические основы труда".

С учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся 5-8 классов, их познавательных интересов и склонностей, социальной ориентации и принадлежности блок "Технологические основы труда" должен быть представлен в виде тематических учебных курсов. Эти курсы отражают распространенные и доступные для усвоения учащимися технологии основных сфер общественного производства: промышленность, сельское хозяйство, сферу домашнего быта и общественного сервиса, сферу художественно-прикладной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Сущность профессионально-педагогической культуры
В последнее время в педагогике появилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности, появилось два основных направления исследования культуры. Первое направление -культура общества. Представители этого направления В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян основное внимание удел ...

Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с «Радуга». В детском саду 6 групп (2 ясельные:1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет, 2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие от 5 до6 ле ...

История изучения вопроса
Нравственно-этическим влиянием Библии на формирование духовного развития личности учёные интересовались с давних пор. Каждый из них определял и формулировал их по-своему, видел свои, неповторимые особенности, попытка осветить которые будет представлена ниже. В качестве наблюдений я взяла таких фило ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru