В соответствии с условиями и возможностями учебного учреждения, с его территориальным размещением учащимся должен быть предоставлен выбор из следующих направлений "Технологии": технологии технического труда, технологии обслуживающего труда, технологии художественно-прикладной 'Деятельности, технологии сельскохозяйственного труда. Последнее направление может быть практически реализовано только в сельских или поселковых школах. В их учебных планах изучение технологий сельскохозяйственного труда должно обязательно дополняться изучением технологий технического, обслуживающего труда или художественно-прикладной деятельности, но в сокращенном относительно городских школ варианте.
Содержание третьего блока (9-10 классы) должно быть ориентировано на обеспечение возможности учащимся проверить свои способности и склонности к определенным видам руда для обоснованного выбора будущего направления желаемого и возможного профильного обучения или профессионального образования. В совокупности модулей этого блока задается спектр технологий и видов труда, который, с учетом региональных условий, должен отражать распространенные методы 1реобразования материалов, энергии, информации, биологических, социальных объектов и тематически соответствовать принятой классификации профессии. С учетом профориентационной направленности этот блок может быть назван "Основы профессиональной деятельности". В сельских условиях, где школы ограничены в возможностях организовать многопрофильное обучение в целях профориентации, учащиеся могут продолжать углубленное изучение тех курсов, которые они осваивали в 5-8 классах. Эти курсы должны быть дополнены ознакомительным изучением некоторых технологий обработки информации и технологий коммуникации, которые не требуют дорогостоящих средств обучения. В целях качественного обеспечения профессионального самоопределения учащиеся здесь должны изучать специальные профориентационные курсы.
На последнем этапе, связанным с завершением обучения в полной средней школе (11-12 классы), осуществляется углубленное изучение одной из технологии, выбор которой был сделан в основной школе. Содержание обучения в этом блоке технологической подготовки призвано способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся, дополняться прикладным производственным содержанием.
При необходимости и по желанию учащихся этот этап может обеспечивать их социальную защищенность на рынке труда, предоставляя возможность старшеклассникам по их согласию получить начальную профессиональную подготовку. С учетом преимущественно социально-трудовой направленности содержания технологической подготовки в данном блоке его можно назвать "Профильная и начальная профессиональная подготовка".
В сельских школах ограничены возможности для выбора учащимися направлений профильного или начального профессионального обучения в соответствии со своими познавательными, социальными и профессиональными интересами. Углубленная технологическая подготовка здесь может осуществляться, преимущественно, по профессиям, связанным с сельскохозяйственным трудом, по некоторым профессиям сферы сервиса, включая домашний быт, и по профессиям, относящимся к информационным, коммуникационным процессам, для овладения которыми не требуется дорогостоящая материально-техническая база .
Условия реализации технологической подготовки учащихся
В соответствии с требованиями к содержанию образовательной области "Технология" в основу учебного процесса должно быть положено овладение способами приобретения и продуцирования научных и прикладных знаний и умений, а не просто их усвоение. Ведущими педагогическими средствами обучения должны быть упражнения, лабораторные и практические работы, творческие проекты, которые должны составлять 70% всего учебного времени. В учебном процессе необходимо сочетание различных методов и средств обучения, основанного на моделировании, конструировании и выполнении проектов.
Диагностическая деятельность
Систематическое наблюдение преподавателя за своими студентами уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы ...
Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского
совместно с методикой диагностики процесса адаптации
В таблице представлено 9 показателей адаптации учащихся в школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (5 уровней); страх (5 уровней); двигательна ...
Системный
подход. Основные характеристики
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.