Педагогика » Методика изучения раздела "Материаловедение" 5-7 класс » Методика организации работы по разделу «Материаловедение» в 5-7 классе

Методика организации работы по разделу «Материаловедение» в 5-7 классе

Страница 2

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимся, а на самостоятельное овладение учащимся знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Для активизации познавательной деятельности учащихся используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование познавательных интересов и способностей, навыков самостоятельного умственного труда. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, ВУЗе могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста информации их необходимо обновлять, что может быть достигнуто только путем самообразования. А значит, от человека требуется познавательная активность и самостоятельность.

Познавательная активность - это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению, т. е. умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить подход к решению задачи, уметь добыть информацию, независимость собственных суждений.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности - на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками - активные методы обучения делятся на:

неимитационные;

имитационные.

Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности, т. е. имитируются как ситуация, так и сама профессиональная деятельность:

неигровые: анализ конкретных ситуаций; решение ситуационных задач; упражнения - действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции); выполнение индивидуальных задач (практика);

игровые: имитация деятельности на тренажере; разыгрывание ролей (ролевая, деловая игры).

Неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; поисковая лабораторная работа; исследовательский метод; самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение); самостоятельная работа с книгой.

Объяснение материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т. д. Использование наглядных примеров не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему.

В практике преподавания довольно часто используются игровые приемы обучения - разного рода головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Сюда можно отнести разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок - шуток, связанных с содержанием учебного материала.

Понятно, что это требует оснащения учебного процесса не только соответствующим оборудованием, техникой, но и, что не менее важно, соответствующими дидактическими материалами (задачами, заданиями, упражнениями) и программным обеспечением для вычислительной техники, используемой в процессе изучения общетехнических и специальных дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
История исследования детей с ЗПР имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: ″отстающие в педагогическом отношении″, ″псевдонормальные″, ″запоздавшие″ и др. в отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобны ...

Творчество в детском возрасте
Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для обще ...

Работа по формированию экологических знаний у младших школьников с использованием регионального компонента
Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается умением работать практически в интересуемой области знаний. Для этого мы реализовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. Важность регионального компонента экологического образования в современно ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru