Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимся, а на самостоятельное овладение учащимся знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.
Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование познавательных интересов и способностей, навыков самостоятельного умственного труда. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, ВУЗе могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста информации их необходимо обновлять, что может быть достигнуто только путем самообразования. А значит, от человека требуется познавательная активность и самостоятельность.
Познавательная активность - это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению, т. е. умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить подход к решению задачи, уметь добыть информацию, независимость собственных суждений.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности - на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками - активные методы обучения делятся на:
неимитационные;
имитационные.
Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности, т. е. имитируются как ситуация, так и сама профессиональная деятельность:
неигровые: анализ конкретных ситуаций; решение ситуационных задач; упражнения - действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции); выполнение индивидуальных задач (практика);
игровые: имитация деятельности на тренажере; разыгрывание ролей (ролевая, деловая игры).
Неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; поисковая лабораторная работа; исследовательский метод; самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение); самостоятельная работа с книгой.
Объяснение материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т. д. Использование наглядных примеров не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему.
В практике преподавания довольно часто используются игровые приемы обучения - разного рода головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Сюда можно отнести разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок - шуток, связанных с содержанием учебного материала.
Понятно, что это требует оснащения учебного процесса не только соответствующим оборудованием, техникой, но и, что не менее важно, соответствующими дидактическими материалами (задачами, заданиями, упражнениями) и программным обеспечением для вычислительной техники, используемой в процессе изучения общетехнических и специальных дисциплин.
Диагностика уровня развития восприятия национальной
хореографической культуры
Для проведения исследования нами были выбрана группа наблюдения. Выборка составила 20 человек. Это подростки, посещающая занятия танцем в Детском танцевальном коллективе при Нижегородском Центре эстетического воспитания «Калинка». Эта группа, посещающая занятия современным танцем вначале исследован ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших
школьников
Прежние попытки ввести регулярное обучение с помощью компьютерных программ терпели неудачу в первую очередь потому, что из-за несовершенства программных средств не удавалось получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другая важная причина – компьютер н ...
Учет половых особенностей школьников на уроке иностранного языка
В предыдущих параграфах на основе психолого-педагогической литературы мы провели анализ половых особенностей мальчиков и девочек. Целью нашего исследования являлось определить как основные аспекты полового развития мальчиков и девочек должны учитываться в процессе преподавания иностранного языка. М ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.