Композиционные навыки – располагать изображение в середине листа бумаги – 1 балл;
Умение отразить отличительные характерные особенности разных пород деревьев – 1 балл;
Умение включать в рисунок дополнительные детали – солнце, дождь, луна, цветы, люди и т.п. – 1 балл.
Итого: 27 баллов максимально.
Высокий уровень навыков рисования – 20-27 баллов;
Средний – 12-19 баллов;
Низкий – 0-11 баллов.
Далее мы предположили, что уровень сформированности навыков рисования имеет тесные корреляционные связи с уровнем развития мелкой моторики. Для проверки данного предположения была использована Методика «Узор». Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного (приложение 1).
Диагностика проводилась следующим образом: вначале выяснялось, знают ли дети различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник и круг), затем детям предъявлялся образец выполнения узора и объяснялись правила. После тренировочного упражнения дошкольникам диктовались задания: «соедините квадрат с кружочком» и т.п. Всего было предложено 3 задания.
Оценка результатов:
Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту.
Штрафные очки (по одному) начисляются: за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним); за разрывы – пропуски зон соединения – между правильными соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).
Максимально возможное количество баллов за выполнение всего задания – 72. Интерпретация полученных результатов:
60-72 баллов – высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.
48-59 баллов – умение действовать по правилу сформировано недостаточно – средний уровень. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.
36-47 баллов – низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.
Менее 36 баллов – умение действовать по правилу не сформировано – очень низкий уровень.
В ходе статистической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, направленный на выявление различий в уровне исследуемого признака. Также использовался корреляционный метод, который отражает отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения. Корреляционная связь – это согласование изменения двух признаков или большего количества признаков (множественная корреляционная связь).
В результате проведения эксперимента были получены следующие данные:
Рис. 1 Сравнение уровня сформированности навыков рисования в ЭГ (1ряд) и КГ (2 ряд) 1- высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 – низкий уровень
Рис. 2 Сравнение уровня развития моторики в ЭГ (1ряд) и КГ (2 ряд) 1- высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 – низкий уровень
U-критерий Манна-Уитни
№ |
Выборка 1 (ЭГ) |
Ранг 1 |
Выборка 2 (КГ) |
Ранг 2 |
1 |
11 |
14 |
24 |
29 |
2 |
9 |
7 |
20 |
26 |
3 |
7 |
3 |
18 |
24 |
4 |
8 |
5 |
19 |
25 |
5 |
12 |
18 |
21 |
27 |
6 |
10 |
10 |
29 |
30 |
7 |
5 |
1 |
16 |
21.5 |
8 |
7 |
3 |
11 |
14 |
9 |
7 |
3 |
15 |
20 |
10 |
12 |
18 |
9 |
7 |
11 |
11 |
14 |
12 |
18 |
12 |
10 |
10 |
16 |
21.5 |
13 |
11 |
14 |
22 |
28 |
14 |
10 |
10 |
17 |
23 |
15 |
9 |
7 |
11 |
14 |
Суммы: |
137 |
328 |
Особенности методики обучения рисованию
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети ...
Типы семей и семейного воспитания
Существует множество разнообразных типов семей, которые можно классифицировать следующим образом: 1. По структуре Полные семьи: Неполные семьи: муж и жена; одинокая мама; родители разведены; воспитывает один отец; воспитывает опекун. с 1 ребенком; с 2 (однополыми); с 2 (разнополыми); с 3 и более де ...
Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих
способностей детей
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой ли ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.