Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Характеристика испытуемых: в эксперименте приняли участие 30 детей 5-6 лет – воспитанники ДОУ № 3 г. Узда Минской области. Из них 15 детей с тяжелыми нарушениями речи – экспериментальная группа (ЭГ) и их 15 нормально развивающихся сверстников – контрольная группа (КГ).
Всем детям было предложено 5 заданий:
1-3 задания – рисование отдельных предметов;
4 задание – декоративное рисование;
5 задание – сюжетное рисование.
1 задание – срисовывание контура яблока.
Критерии оценки:
Умение держать простой карандаш правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу – 1 балл;
Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;
Навык проводить закругленные линии – 1 балл;
Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;
Умение проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги – 1 балл.
2 задание – рисование цветными карандашами предмета (яблока) с натуры. На стол были выложены 3 яблока в разных ракурсах. Дошкольники могли выбрать любое из яблок в качестве образца.
Критерии оценки:
Умение держать карандаш правильно – 1 балл;
Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;
Навык проводить закругленные линии – 1 балл;
Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;
Умение выбрать походящий по цвету карандаш – 1 балл.
3 задание – рисование фломастерами домашнего животного (свиньи) по картинке.
Критерии оценки:
Умение держать фломастер правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу – 1 балл;
Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги – 1 балл;
Навык проводить закругленные линии – 1 балл;
Умение замыкать линии в округлые формы – 1 балл;
Навык правильной остановки движения в нужной точке – 1 балл;
Ритмичность повторных однородных движений – 1 балл;
Навык произвольного изменения размаха движения – 1 балл;
Умение передавать характерный цвет – 1 балл.
4 задание – раскрасить узор красками. Детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, волны.
Критерии оценки:
Умение пользоваться кистью – 1 балл;
Умение пользоваться красками – 1 балл;
Навык проводить зигзагообразные линии, замыкать линии в угловатые формы – 1 балл;
Навык правильной остановки движения в нужной точке – 1 балл;
Умение при закрашивании рисунка двигать рукой слева направо – 1 балл.
5 задание – нарисовать лес (достаточно 3-х деревьев разных пород). Выбор средств рисования – на выбор (краски, карандаши, фломастеры).
Подготовительная работа:
дети знакомились с разными породами деревьев, находясь на экскурсии в парке;
детям показывались картинки с изображением разных пород деревьев;
экспериментатор сама рисовала разные породы деревьев;
были прочитаны сказки, где в качестве иллюстраций использовались изображения разных деревьев;
с детьми обсуждались отличительные характерные особенности разных пород деревьев;
проводились подготовительные упражнения (рисовались отдельные фрагменты разных деревьев и т.д.).
Критерии оценки:
Умение использовать линии разной интенсивности – 1 балл;
Реализация серии развивающих игр и упражнений
Для преодоления агрессивности дошкольниками нами были подобраны развивающие игры и упражнения, которые мы проводили с дошкольниками в период с 1 октября по 30 ноября 2013 года. Игры и упражнения проводились в процессе самостоятельной деятельности воспитателя с детьми в первой половине дня. Мы прово ...
Патриотизм
и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные
качества человека
и
их значение для его личностного развития
Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и ...
Этиопатогенетическая характеристика интеллектуального недоразвития у
дошкольников с синдромом Дауна
На основе достижений последних десятилетий в области медицинской и молекулярной генетики, биохимии и цитогенетики существенно изменились представления об этиологических механизмах нарушений развития у детей. Среди причин патологических состояний и заболеваний, при которых первично или вторично нару ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.