Педагогика » Особенности системы образования на Северном Кавказе » Реформа учебных заведений 1867-1880 гг

Реформа учебных заведений 1867-1880 гг

Страница 1

Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев. На базе Пятигорского уездного училища была создана классическая прогимназия с преподаванием в ней латыни и древнегреческого языка, а Владикавказская горская школа была преобразована в реальную прогимназию. Двухклассные уездные училища в Моздоке и Георгиевске были преобразованы в трехклассные. Уже в 1870 г. на основании этого же Положения Владикавказскую реальную прогимназию преобразовали в полную реальную гимназию. В этом же ряду отметим утверждение в августе 1868 г. Устава Ставропольского женского училища первого разряда

12 ноября 1868 г. было утверждено "Положение о Кавказских воспитанниках в высших и специальных учебных заведениях империи". Согласно этому документу, с целью материального облегчения получения высшего и специального образования по некоторым отраслям народного хозяйства кавказскому юношеству предоставлялись стипендии и казеннокоштные вакансии. Для того, чтобы получить стипендию, кандидаты в студенты или воспитанники были обязаны представить документ "о недостаточном состоянии родителей". Ежегодно в университетах выделялось: в Санкт-Петербургском (на восточном факультете) — 5 мест, в Московском — 40 (из них 5 на филологическом, 15 на медицинском факультетах), в Харьковском — 5, в Новороссийском — 10. В институтах: Историко-филологическом — 5, Училище правоведения — 8, Инженеров путей сообщения — 4, Горных инженеров — 4, Строительном — 3, Петровской земледельческой и лесной академии — 5, Технологическом институте — 4, Константиновском межевом институте — 8, Лазаревском институте восточных языков — 15, Московском техническом училище — 8, Уманском училище садоводства — 4 места.

Особо в Положении оговаривался пункт, касавшийся подготовки учительских кадров для края. В связи с острым недостатком педагогов вакансии на филологических факультетах Московского университета и Историко-филологического института ни при каких условиях не могли быть замещены кандидатами по другим специальностям. Льгота в связи с этим предоставлялась и в плане финансовом. Так, все кавказские воспитанники были обязаны добираться до места учебы за свой счет, и лишь те, кто собирался поступать по учительской специальности, получали командировочные деньги из фонда наместника.

Принятый в 1871 г. Устав гимназий и прогимназий провел четкий водораздел между классическим и реальным средним I образованием. Первое (основанное на изучении классических языков и гуманитарных предметов) нацеливало выпускников на поступление в университеты, а второе носило более практичный характер благодаря набору учебных дисциплин, куда входили естественнонаучные предметы.

Соответственно изменились постановка учебного процесса, система распределения учебных часов, а сам уклад жизни в этих классах, воспитательная работа. Социальная роль изменений вполне объяснима: образование начинает приближаться к требованиям реальной жизни страны, которая не могла вечно оставаться патриархально-крестьянской державой.

Интерес представляют основные положения этого документа, который был призван обеспечить полноценную адаптацию нового Устава гимназий и прогимназий к специфическим условиям региона. Предлагаемые в проекте нововведения облегчали процесс усвоения содержания образования детьми из местного населения. С этой целью вносились существенные изменения в распределение учебного материала и часов по классам, перестраивалась практически вся структура учебного процесса и частично его содержание. В гимназиях и прогимназиях предлагалось ввести дополнительно подготовительный и VIII классы. С целью предоставления возможности для изучения родных языков и избегания перегрузки детей предлагалось ограничиться изучением только одного французского языка. В проекте рассматривались также вопросы преобразования начальных учебных заведений и проблемы адаптации Положения об учительских семинариях от 24 мая 1871 г. к местным условиям. Последнее диктовалось тем, что отведенные данным документом для всей империи три года на усвоение программного учебного материала на Кавказе оказывались недостаточными.

Не вызывает сомнения, что принятие подготовленного проекта Положения об учебной части на Кавказе и за Кавказом принесло бы значительную пользу делу просвещения в регионе. Но рассматриваемый период характеризуется активной законотворческой деятельностью властей в области просвещения. Пока данный проект проходил все соответствующие чиновничьи инстанции, правительством был принят ряд важных документов, которые в корне изменили ситуацию во всей системе образования в империи. Так, уже в первой половине 1872 г. были подготовлены и утверждены: Устав реальных училищ (они должны были заменить реальные гимназии), положения об учительских институтах и городских училищах (они заменяли уездные). В 1874 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, которое во многом меняло их статус, так как к их учреждению впредь должны были привлекаться земства и сословия

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Новые подходы к адаптации детей
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приёмы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в котор ...

Специфика игры, общие признаки. Разъяснение значения термина «игра беспорядка»
Обращаясь к уже существующим исследованиям игры, мы можем констатировать, что фактически все они посвящены играм детского возраста. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что игры дошкольного и ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru