Педагогика » Особенности системы образования на Северном Кавказе

Особенности системы образования на Северном Кавказе

В начале 1860г. На Кавказе, на месте упраздненного учебного округа была создана новая дирекция - Терская с передачей ее в подчинение горских школ, а также учреждений образования Бикинской и Эриванской Губерний. Но его ошибочность проявилась достаточно скоро: руководители областей, которые не обладали соответствующими знаниями, зачастую принимали решения которые приводили к путанице. Осознание необходимости коренных преобразований и неспособности провести их привели к тому, что в начале декабря 1862 г. наместником на Северном Кавказе был назначен М.Н. Романов(родной брат императора России). Первым шагом по развитию системы просвещения и образования на Кавказе стало учреждение должности главного инспектора учебных заведений на Кавказе, который должен был вести работу до восстановления округа с его попечителем. На эту должность был назначен бывший директор Ставропольской гимназии, бывший директор Московского Лазаревского института Я.М. Неверов.

Я.М. Неверов, как и наместник, начал свою деятельность с инспекционной проверки всех образовательных учреждений Кавказа и составил достаточно серьезно проработанный проект преобразования учебного дела в регионе. В основу этого документа была положена идея обрусения Кавказа через образование, через развитие народной школы.

Одним из важных нововведений Я.М. Неверова стало его предложение всячески содействовать открытию в регионе женских учебных заведений различных типов и уровней (гимназий, прогимназий и низших школ).

Благодаря учреждению должности главного инспектора учебных заведений и инспекции народных училищ, из ведения кавказских чиновников были выведены собственно учебный процесс, его организация и обеспечение, что позволило более конкретно и профессионально решать проблемы организации образования и системы учебно-воспитательных учреждений.

По свидетельству современников, уровень образования в учебных заведениях округа внушал опасения, что большинство воспитанников из-за плохого качества знаний могли не выдержать экзаменов за очередной курс. Недопустимой была и ситуация с изучением языков, как местных, так и русского, из-за отсутствия учебников и книг для чтения.

В результате Кавказский комитет начал готовить и обсуждать циркуляр, согласно которому образование в различных регионах края должно было строиться с учетом и на основе религиозной, национальной и иных особенностей населения. Там, где большинство населения составляли русские, должно было внедряться классическое образование, это же касалось Тифлиса, областных и губернских городов. Понятно, что такое образование давало возможность продолжения обучения на других ступенях системы образования и перспективы карьерного роста. Для всего остального населения предусматривалось получение низшего, начального или начального профессионального образования. В целом реформы системы образования и просвещения региона были направлены на унификацию и приведение всех учебных заведений в соответствие с общими требованиями. И это вполне объяснимо, если исходить из того, что край все более и более становился органической частью империи. Это диктовалось также и насущной необходимостью преодоления некоторой рыхлости в организации и управлении системой просвещения и образования во всей стране. Но самое главное для региона заключалось в определении реального положения дел и места просвещения в жизни народов, придании ему утилитарного характера. А это без приведения его в соответствие с едиными требованиями было невозможно.

Отсутствие единых требований в низших и средних учебных заведениях приводило к необходимости создания целой системы зачастую неоправданных льгот и привилегий для слабо подготовленных абитуриентов. Таким образом, практически консервировалось ненормальное положение с наличием разного уровня образования в различных регионах империи.

Изменения коснулись и собственно самого образовательного процесса и учебной программы. Так, в Ставропольской гимназии, где было немало воспитанников-горцев, вместо греческого языка было разрешено преподавание естествоведения и законоведения. С особого разрешения попечителя на изучение этих предметов могли перейти и другие своекоштные воспитанники. В пансионах воспитательная работа становилась обязательной, и ее постепенно начинали превращать в систему: в нее включались занятия гимнастикой. Эстетическое воспитание и развитие детей происходило на занятиях рисованием, пением, танцами, музыкой. Помимо этого проводилась работа по профессиональной подготовке по самым необходимым и востребованным среди населения видам труда: садоводство, огородничество, основы токарного дела и иным ремеслам.

Но были во всех этих преобразованиях и негативные моменты, касавшиеся непосредственно коренных жителей Северного Кавказа. Отметим самый главный в политическом и в образовательном аспекте изъян. При всей широте и многообразии принятых мер для усиления учебной подготовки детей, и особенно по русскому языку, во всех уездных училищах были упразднены подготовительные классы. Практически самый важный и необходимый сегмент системы образования того периода, который мог и должен был стать основой для естественной унификации системы требований к знаниям учащихся, для выравнивания уровня образования в разных регионах империи был ликвидирован. Благодаря такой новации дети горцев лишались возможности получать полноценное образование.

Видимо, основываясь на том, что интерес представителей местного населения к образованию и просвещению повысился, и их не нужно было привлекать всякого рода льготами, руководство края ввело плату за обучение в уездных училищах. При этом их статус менялся за счет учреждения пансионов исключительно для местных детей из представителей привилегированных сословий.

Все одно- и двухклассные начальные училища империи существовали исключительно за счет общественных сумм, и только на Северном Кавказе (в Ставрополе и Георгиевске) они содержались на казенные средства "впредь до пробуждения в местных населениях более ясного сознания необходимости в начальном образовании". В этих училищах дети изучали Закон Божий, обучались четырем правилам арифметики и работе со счетами, чтению и письму на русском и местном языках. Детей могли обучать и ремеслам, но учителя, преподававшие ремесла, не получали жалования от государства, а содержались только на общественные суммы.

Педагогов для этих училищ готовила Александровская учительская школа, которая была открыта Обществом восстановления православного христианства на Кавказе в 1865 г. Причем направляли в эту школу своих кандидатов и платили за их обучение сами уездные училища. Новое Положение ужесточило и систему организации частных учебных заведений общеобразовательной направленности и пансионов. Устрожение порядка было направлено на то, чтобы в систему образования не могли попасть случайные люди. Человек, изъявивший желание открыть учебное заведение, был обязан заранее заявить о том, к какому типу государственных учебных заведений оно должно относиться. Кроме того, ему было необходимо представить программу работы учебного учреждения. Помимо этого, он должен был иметь соответствующий образовательный уровень и характеризоваться благонадежностью. Руководство активно приветствовало и всячески поощряло стремление учредителя самому преподавать какой-либо учебный предмет. Этот аспект говорит о стремлении властей привлекать к системе просвещения прежде всего людей образованных, не только стремящихся получить прибыль, но и побуждаемых благородными целями

Подчеркивая все положительные, прогрессивные аспекты принятого Положения, отметим также достаточно большое упущение. В нем не предусматривалась преемственность образования в учебных заведениях различного уровня.

Окончание низшего училища совсем не предполагало предоставления выпускникам возможности продолжения обучения в учебном заведении более высокой ступени.

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru