В начале 1860г. На Кавказе, на месте упраздненного учебного округа была создана новая дирекция - Терская с передачей ее в подчинение горских школ, а также учреждений образования Бикинской и Эриванской Губерний. Но его ошибочность проявилась достаточно скоро: руководители областей, которые не обладали соответствующими знаниями, зачастую принимали решения которые приводили к путанице. Осознание необходимости коренных преобразований и неспособности провести их привели к тому, что в начале декабря 1862 г. наместником на Северном Кавказе был назначен М.Н. Романов(родной брат императора России). Первым шагом по развитию системы просвещения и образования на Кавказе стало учреждение должности главного инспектора учебных заведений на Кавказе, который должен был вести работу до восстановления округа с его попечителем. На эту должность был назначен бывший директор Ставропольской гимназии, бывший директор Московского Лазаревского института Я.М. Неверов.
Я.М. Неверов, как и наместник, начал свою деятельность с инспекционной проверки всех образовательных учреждений Кавказа и составил достаточно серьезно проработанный проект преобразования учебного дела в регионе. В основу этого документа была положена идея обрусения Кавказа через образование, через развитие народной школы.
Одним из важных нововведений Я.М. Неверова стало его предложение всячески содействовать открытию в регионе женских учебных заведений различных типов и уровней (гимназий, прогимназий и низших школ).
Благодаря учреждению должности главного инспектора учебных заведений и инспекции народных училищ, из ведения кавказских чиновников были выведены собственно учебный процесс, его организация и обеспечение, что позволило более конкретно и профессионально решать проблемы организации образования и системы учебно-воспитательных учреждений.
По свидетельству современников, уровень образования в учебных заведениях округа внушал опасения, что большинство воспитанников из-за плохого качества знаний могли не выдержать экзаменов за очередной курс. Недопустимой была и ситуация с изучением языков, как местных, так и русского, из-за отсутствия учебников и книг для чтения.
В результате Кавказский комитет начал готовить и обсуждать циркуляр, согласно которому образование в различных регионах края должно было строиться с учетом и на основе религиозной, национальной и иных особенностей населения. Там, где большинство населения составляли русские, должно было внедряться классическое образование, это же касалось Тифлиса, областных и губернских городов. Понятно, что такое образование давало возможность продолжения обучения на других ступенях системы образования и перспективы карьерного роста. Для всего остального населения предусматривалось получение низшего, начального или начального профессионального образования. В целом реформы системы образования и просвещения региона были направлены на унификацию и приведение всех учебных заведений в соответствие с общими требованиями. И это вполне объяснимо, если исходить из того, что край все более и более становился органической частью империи. Это диктовалось также и насущной необходимостью преодоления некоторой рыхлости в организации и управлении системой просвещения и образования во всей стране. Но самое главное для региона заключалось в определении реального положения дел и места просвещения в жизни народов, придании ему утилитарного характера. А это без приведения его в соответствие с едиными требованиями было невозможно.
Отсутствие единых требований в низших и средних учебных заведениях приводило к необходимости создания целой системы зачастую неоправданных льгот и привилегий для слабо подготовленных абитуриентов. Таким образом, практически консервировалось ненормальное положение с наличием разного уровня образования в различных регионах империи.
Изменения коснулись и собственно самого образовательного процесса и учебной программы. Так, в Ставропольской гимназии, где было немало воспитанников-горцев, вместо греческого языка было разрешено преподавание естествоведения и законоведения. С особого разрешения попечителя на изучение этих предметов могли перейти и другие своекоштные воспитанники. В пансионах воспитательная работа становилась обязательной, и ее постепенно начинали превращать в систему: в нее включались занятия гимнастикой. Эстетическое воспитание и развитие детей происходило на занятиях рисованием, пением, танцами, музыкой. Помимо этого проводилась работа по профессиональной подготовке по самым необходимым и востребованным среди населения видам труда: садоводство, огородничество, основы токарного дела и иным ремеслам.
Но были во всех этих преобразованиях и негативные моменты, касавшиеся непосредственно коренных жителей Северного Кавказа. Отметим самый главный в политическом и в образовательном аспекте изъян. При всей широте и многообразии принятых мер для усиления учебной подготовки детей, и особенно по русскому языку, во всех уездных училищах были упразднены подготовительные классы. Практически самый важный и необходимый сегмент системы образования того периода, который мог и должен был стать основой для естественной унификации системы требований к знаниям учащихся, для выравнивания уровня образования в разных регионах империи был ликвидирован. Благодаря такой новации дети горцев лишались возможности получать полноценное образование.
Видимо, основываясь на том, что интерес представителей местного населения к образованию и просвещению повысился, и их не нужно было привлекать всякого рода льготами, руководство края ввело плату за обучение в уездных училищах. При этом их статус менялся за счет учреждения пансионов исключительно для местных детей из представителей привилегированных сословий.
Все одно- и двухклассные начальные училища империи существовали исключительно за счет общественных сумм, и только на Северном Кавказе (в Ставрополе и Георгиевске) они содержались на казенные средства "впредь до пробуждения в местных населениях более ясного сознания необходимости в начальном образовании". В этих училищах дети изучали Закон Божий, обучались четырем правилам арифметики и работе со счетами, чтению и письму на русском и местном языках. Детей могли обучать и ремеслам, но учителя, преподававшие ремесла, не получали жалования от государства, а содержались только на общественные суммы.
Педагогов для этих училищ готовила Александровская учительская школа, которая была открыта Обществом восстановления православного христианства на Кавказе в 1865 г. Причем направляли в эту школу своих кандидатов и платили за их обучение сами уездные училища. Новое Положение ужесточило и систему организации частных учебных заведений общеобразовательной направленности и пансионов. Устрожение порядка было направлено на то, чтобы в систему образования не могли попасть случайные люди. Человек, изъявивший желание открыть учебное заведение, был обязан заранее заявить о том, к какому типу государственных учебных заведений оно должно относиться. Кроме того, ему было необходимо представить программу работы учебного учреждения. Помимо этого, он должен был иметь соответствующий образовательный уровень и характеризоваться благонадежностью. Руководство активно приветствовало и всячески поощряло стремление учредителя самому преподавать какой-либо учебный предмет. Этот аспект говорит о стремлении властей привлекать к системе просвещения прежде всего людей образованных, не только стремящихся получить прибыль, но и побуждаемых благородными целями
Подчеркивая все положительные, прогрессивные аспекты принятого Положения, отметим также достаточно большое упущение. В нем не предусматривалась преемственность образования в учебных заведениях различного уровня.
Окончание низшего училища совсем не предполагало предоставления выпускникам возможности продолжения обучения в учебном заведении более высокой ступени.
Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова
АлтГТУ - один из крупнейших ВУЗов России и признанный в Алтайском крае центр образования, науки и культуры - образован на базе Запорожского машиностроительного института, эвакуированного в г. Барнаул в конце 1941 г. 23 февраля 1942 г. в ВУЗе возобновились учебные занятия. Первым директором ВУЗа был ...
Диагностическая деятельность
Систематическое наблюдение преподавателя за своими студентами уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы ...
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного , эстетического воспитания детей. С учетом общих требований нравс ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.