Педагогика » Особенности системы образования на Северном Кавказе » Реорганизация школы

Реорганизация школы

Страница 1

Ситуация радикально изменилась только после Постановления Правительства и ЦИК ВКП(б) "О реорганизации школы" (май 1934 г.). Организация учебного процесса значительно изменилась в позитивную сторону, как в городских, так и в сельских школах национальных областей Северного Кавказа. До той поры отсутствовали приемлемые учебные планы и программы, классно-урочная форма обучения и обязательная 5-балльная система оценки полученных знаний и умений. Школьники отчитывались по итогам месяца и квартала по дневникам и специальным рабочим тетрадям, которые, впрочем, вели далеко не все из них. О программах следует сказать отдельно. Учебные программы для Единой трудовой школы с 1923 г. разрабатывались ГУСом — Государственным Ученым советом при Наркомпросе СССР. Эти программы внесли коренные изменения в содержание образования, и организацию всего образовательного процесса. Поначалу предметная система обучения была фактически ликвидирована, во главу угла ставилась практическая деятельность человека.

В начальной школе содержание традиционных учебных предметов объединялось вокруг различных комплексных тем, таких как "Наш город", "Наша деревня", "Праздник 1 мая" и т.д. Программы ГУСа несколько раз подвергались корректировкам. По годам учебный материал распределялся по принцип)' "от близкого к далекому". И все же "первый опыт реализации новых программ показал, что они хотя и помогали устанавливать связь между школой и жизнью, привлекать учащихся к активной общественно полезной деятельности, однако не обеспечивали овладения учащимися систематическими знаниями и формирования у них учебных навыков".

В 1927/1928 учебном году вводятся программы ГУСа в новой редакции — это были первые обязательные для всех школ РСФСР государственные программы. В них сочеталось комплексное и предметное обучение, увеличивались часы, отводимые на изучение основ различных наук.

Так, например, в школах I ступени русский язык и математика выделялись для отдельного изучения, помимо ранее установленного комплексного. Отметим, что и в школах II ступени отдельным предметам стало уделяться больше внимания, поскольку признавалась их необходимость, но в то же время стержнем обучения оставались комплексные темы.

С 1927 г. в школах обеих ступеней вводится труд — как обязательная дисциплина. Соответствовавшие уроки стали проводиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Программы ГУСа позволяли решать идеологические и политические задачи, выдвинутые партией перед школой и учителями. Как известно, старые, дореволюционные учебные программы были отброшены как не соответствовавшие задачам формирования нового человека — строителя коммунистического общества. Главной целью теперь была плотная увязка содержания образования с народнохозяйственными задачами построения социалистического государства. Отметим, что работа по программам ГУСа, с момента их появления, оказалась не по плечу даже сравнительно грамотному и достаточно опытному русскому учительству. Поэтому они постоянно подвергались острой критике (например, на I Всероссийском съезде учителей в 1925 г.). Возобладавший комплексный подход к построению содержания образования был отвергнут многими высокопрофессиональными педагогами России. Разумеется, ГУСовские программы оказались непонятными и бесполезными и для малограмотного горского учительства. Их практическое использование носило чисто формальный характер. Поэтому, в частности, остро встал вопрос создания специальных, упрощенных учебных программ для горской школы на базе ГУСовских.

В статье "О программах для горской школы" М. Петровский резюмировал: "Горской школе приходится работать в очень своеобразных условиях, определяемых природными, хозяйственными, культурными и бытовыми особенностями горских национальных областей Северного Кавказа . Недостаточно подготовленное горское учительство нуждается в самой сущности советской трудовой школы, в точных, ясных и вполне конкретных указаниях, как вести работу по программам ГУСа в условиях горской обстановки".

Состояние горской школы перед внедрением этих программ было крайне плачевное. В периодике той поры нередки сообщения следующего характера: "Инспекторское обследование горской школы также отметило крайне слабые результаты в области приобретения формальных (теоретических) знаний. Отмечены такие случаи, когда учащиеся, пробыв в школе I ступени 6—7 лет и все еще пребывая в 4 группе, не умели ни читать, ни писать, ни на родном, ни на русском языках. Такая школа вызывает к себе глубоко отрицательное отношение со стороны населения".

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Понятие адаптации и дезадаптации
Адаптированность можно определить как уровень приспособления человека, который проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность ил неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Как указывают иссле ...

Педагогическая среда как условие формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста
Значение педагогических условий или, иными словами, педагогической среды в воспитании человека осознавали многие - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Сорока-Росинский и др. В первой трети XX в. идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогик ...

Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru