Педагогика » Особенности системы образования на Северном Кавказе » Реорганизация школы

Реорганизация школы

Страница 1

Ситуация радикально изменилась только после Постановления Правительства и ЦИК ВКП(б) "О реорганизации школы" (май 1934 г.). Организация учебного процесса значительно изменилась в позитивную сторону, как в городских, так и в сельских школах национальных областей Северного Кавказа. До той поры отсутствовали приемлемые учебные планы и программы, классно-урочная форма обучения и обязательная 5-балльная система оценки полученных знаний и умений. Школьники отчитывались по итогам месяца и квартала по дневникам и специальным рабочим тетрадям, которые, впрочем, вели далеко не все из них. О программах следует сказать отдельно. Учебные программы для Единой трудовой школы с 1923 г. разрабатывались ГУСом — Государственным Ученым советом при Наркомпросе СССР. Эти программы внесли коренные изменения в содержание образования, и организацию всего образовательного процесса. Поначалу предметная система обучения была фактически ликвидирована, во главу угла ставилась практическая деятельность человека.

В начальной школе содержание традиционных учебных предметов объединялось вокруг различных комплексных тем, таких как "Наш город", "Наша деревня", "Праздник 1 мая" и т.д. Программы ГУСа несколько раз подвергались корректировкам. По годам учебный материал распределялся по принцип)' "от близкого к далекому". И все же "первый опыт реализации новых программ показал, что они хотя и помогали устанавливать связь между школой и жизнью, привлекать учащихся к активной общественно полезной деятельности, однако не обеспечивали овладения учащимися систематическими знаниями и формирования у них учебных навыков".

В 1927/1928 учебном году вводятся программы ГУСа в новой редакции — это были первые обязательные для всех школ РСФСР государственные программы. В них сочеталось комплексное и предметное обучение, увеличивались часы, отводимые на изучение основ различных наук.

Так, например, в школах I ступени русский язык и математика выделялись для отдельного изучения, помимо ранее установленного комплексного. Отметим, что и в школах II ступени отдельным предметам стало уделяться больше внимания, поскольку признавалась их необходимость, но в то же время стержнем обучения оставались комплексные темы.

С 1927 г. в школах обеих ступеней вводится труд — как обязательная дисциплина. Соответствовавшие уроки стали проводиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Программы ГУСа позволяли решать идеологические и политические задачи, выдвинутые партией перед школой и учителями. Как известно, старые, дореволюционные учебные программы были отброшены как не соответствовавшие задачам формирования нового человека — строителя коммунистического общества. Главной целью теперь была плотная увязка содержания образования с народнохозяйственными задачами построения социалистического государства. Отметим, что работа по программам ГУСа, с момента их появления, оказалась не по плечу даже сравнительно грамотному и достаточно опытному русскому учительству. Поэтому они постоянно подвергались острой критике (например, на I Всероссийском съезде учителей в 1925 г.). Возобладавший комплексный подход к построению содержания образования был отвергнут многими высокопрофессиональными педагогами России. Разумеется, ГУСовские программы оказались непонятными и бесполезными и для малограмотного горского учительства. Их практическое использование носило чисто формальный характер. Поэтому, в частности, остро встал вопрос создания специальных, упрощенных учебных программ для горской школы на базе ГУСовских.

В статье "О программах для горской школы" М. Петровский резюмировал: "Горской школе приходится работать в очень своеобразных условиях, определяемых природными, хозяйственными, культурными и бытовыми особенностями горских национальных областей Северного Кавказа . Недостаточно подготовленное горское учительство нуждается в самой сущности советской трудовой школы, в точных, ясных и вполне конкретных указаниях, как вести работу по программам ГУСа в условиях горской обстановки".

Состояние горской школы перед внедрением этих программ было крайне плачевное. В периодике той поры нередки сообщения следующего характера: "Инспекторское обследование горской школы также отметило крайне слабые результаты в области приобретения формальных (теоретических) знаний. Отмечены такие случаи, когда учащиеся, пробыв в школе I ступени 6—7 лет и все еще пребывая в 4 группе, не умели ни читать, ни писать, ни на родном, ни на русском языках. Такая школа вызывает к себе глубоко отрицательное отношение со стороны населения".

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Особенности корейского искусства хандигырим
Центр Корейского бумажного искусства знакомит Россию с уникальным направлением корейского народного искусства, основанного на использовании уникальной бумаги ручного производства. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельност ...

Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приёма детей в ДУ. Практикуется работа с родителями, знакомство с ребёнком до поступления в ДУ, внедряется одинаковый режим дня в ДУ и в семье и т. д. Для того, чтобы по - настоящему управлять поведением детей в период адаптации, нео ...

Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
Физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значитель ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru