Согласно упрощенным программам ГУСа, дети должны были получить минимум знаний по языку, литературе и математике. Новые программы для горских школ были составлены Северо-Кавказским краевым научно-методическим советом и обсуждены на 1-й Краевой горской методической конференции и выпущены к 1927/1928 учебному году. Эти программы значительно облегчили работу учителя. В них были отражены природные, хозяйственные, бытовые, культурные и прочие особенности национальных областей Северо-Кавказского края, а также способы ведения сельского хозяйства.
В конце 1920-х гг. в целях систематизации работы выпуск упрощенных программ для Единой трудовой школы национальных областей Северного Кавказа был сосредоточен в "Крайнациздате" (Ростов-на-Дону).
Учителям горских школ стали рекомендовать не автоматически применять их в своей практической деятельности, а приспосабливать к конкретным местным условиям и требованиям, т.е. насыщать новые, откорректированные программы конкретным материалом, взятым из окружающей горских детей действительности.
В 1930 г. программы ГУСа выпускаются в новой редакции. И вновь во главу угла ставятся трудовое обучение в школах I ступени и политехническое образование в школах II ступени. По-прежнему не уделяется достаточного внимания изучению основ наук. Вместе с тем налицо четкое определение объема знаний для начальной школы — 4-летки и для незаконченной средней школы — 7-летки. Обучение в последних было построено так, чтобы выпускники сразу могли бы стать рабочими фабрик и заводов. Укажем, что совершенствование учебных программ ГУСа продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В начале 1930-х гг. проявляется тенденция к усилению роли политехнического образования в школе, а с 1937 г. труд становится обязательной дисциплиной.
Безусловно, прогрессивным преобразованием следует считать, на наш взгляд, введение с начала 1930-х гг. классно-урочной формы обучения со всеми ее атрибутами, что положило конец беспорядкам и анархии, затруднявшим учебный процесс, особенно в сельских школах. В эти же годы вводится 5-балльная оценочная система проверки знаний и умений учащихся, сменившая рефератно-зачетную. Кроме того, наконец, начали уделять самое серьезное внимание подготовке стабильных учебников по всем предметам. Для их создания привлекли крупных специалистов по всем отраслям знаний и опытных педагогов. Были введены испытания по итогам IV и VII классов, что способствовало формированию у учащихся ответственного отношения к занятиям.
Структура, к которой в настоящее время переходят школы Северного Кавказа опирается на стандартную и некогда уже апробированную схему: с 1 по 4 классы преподавание ведется на родном языке, после чего языком школьного обучения становится русский. Родной язык и литература остаются в сетке часов в качестве обязательных предметов обучения.
Таким образом, северокавказская школа находится в процессе реформирования. По существу вновь осваивая фундамент начального образования на родном языке, расширяя и углубляя возможности обучения родному языку и литературе в старших классах. школа нуждается в глубокой научной проработке проблем, связанных с этими процессами. Отсюда вытекают важные задачи, которые предстоит решить педагогической и этнографической наукам, усилия которых должны быть направлены на выявление социолингвистических особенностей бытования языков на Северном Кавказе, всесторонний анализ складывающейся системы образования на родном языке, определения оптимального соотношения между родными и русским языками в процессе преподавания, совершенствования программ и методик преподавания родного языка и предметов на родном языке. Соответствующие рекомендации должны быть представлены социальной и педагогической практике. Во многом этим целям служат проводящиеся общерегиональные научно-практические конференции «Актуальные проблемы национальных кадров» (22-24 марта 1997 г., Майкоп), «Современное дошкольное и начальное образования: опыт, перспективы, подготовка педагогических кадров» (16-17 апреля 1997 г., Нальчик), «Мир на Кавказе через образование, языки и культуру» (1996г., 1998г., Пятигорск) и др.
Существует значительная потребность в новых учебных программах, учебниках для начальных классов, особенно по специальным предметам (математика, природоведение и др.), которые в настоящее время в большинстве своем представляют лишь переводы с русского.
Понятие об истинном и ложном
авторитете учителя
Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателя. А.С.Макаренко В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый ...
Влияние экспериментальной методики на развитие внимания и физическую
подготовленность детей младшего школьного возраста
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы произошло улучшение результатов, характеризующих уровень развития внимания. Одним из основных требований к детям, является умение сосредоточить внимание на выполняемом задании, ...
Качество образования в средней школе
Российская академия образования совместно с министерством образования РФ начиная с 1988 года ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых вышеназванными организациями. Сравнительные исследования, как правило, включают две фазы. Первая – выявление тен ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.