Понятие воспитание многоаспектный вопрос. Рассмотрению данного феномена особое значение уделяется в педагогике и психологии. Так, исследователи по-разному трактуют данное явление. В нашей работе под воспитанием мы будем понимать понятие, предложенное педагогом Смирновым С.А., где это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется общественный строй, следовательно, меняются цели воспитания. Но существуют непроходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ – это общечеловеческие и нравственные ценности: понятие добра и зла, гуманности, любви к природе, духовности. Они всегда будут отражаться в цели воспитания любого общества. Цель современного воспитания – воспитать личность высоконравственной, духовно-богатой, внутренне свободной и ответственной.
Перед школой сегодня стоят следующие задачи воспитания:
1. Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни;
2. Приобщение личности к системе культурных ценностей;
3. Раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали;
4. Развитие интеллектуально-нравственной свободы личности;
5. Возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма;
6. Формирование положительного отношения к труду;
7. Приобщение к здоровому образу жизни.
Выделяют несколько противоречий воспитания: внешние – между школой и семьёй; между словом и делом; между требованиями взрослых и уровнем подготовки воспитанников и внутренние – между направленностью личности (его потребности) и возможностями его удовлетворения. Эффективность воспитания зависит от активности участников в педагогическом процессе и от сложившихся взаимоотношений. Среди принципов выделяют: принцип общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип гуманизации воспитания, принцип личностного подхода в воспитании (учёт индивидуальных, возрастных, психологических особенностей), принцип единства воспитательных воздействий и т.д. К методам воспитания относят: методы формировании сознания – рассказ, беседа, диспуты, доклад, инструктаж, внушение, этические беседы; методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнения, приучения, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации; методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование
В педагогике различают несколько видов воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное правовое, политическое, эстетическое. В настоящее время в психолого-педагогической литературе особое место уделяется половому воспитанию.
Половое воспитание – это процесс систематического воздействия на психическое и физическое развитие мальчика и девочки с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. Анализ педагогической литературы указывает на то, что с древних времён к проблеме полового воспитания отношение общества неодинаковое. Теория полового воспитания лишь недавно приобрела относительную законченность, при чём до сих пор не прекратились попытки свести это воспитание к элементарному сексуальному просвещению.
Рассмотрение проблем полового воспитания прослеживается в трудах отечественных и западных учёных: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.С. Кон, П.П. Блонского, М.М. Рубинштейна, Г.М. Андреева, Е.А. Аркин, Д.Н. Исаева, Е.В. Кагана, Д.В. Колесова, А. Моль, М. Шофильд и других. Они рассматривали такие проблемы как половая идентификация ребёнка (Е.В. Каган, Д.Н. Исаева, И.С. Кон), половая социализация (Г.М. Андреев), классификация норм проявления сексуальности у детей (Е.А. Аркин, П.П. Блонский), сексуальное поведение подростков (М. Шофильд).
Сейчас наука о половом воспитании активно развивается, расширяется её предмет изучения и методический аппарат. Половое воспитание развивается в русле задач нравственного становления личности. Оно направленно на формирование целостной личности мальчика и девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли. Половое воспитание осуществляется в обучении и свободном общении, в разнообразной общественно полезной деятельности, в процессе непосредственного общения между юношами и девушками. Половое воспитание школьников не является специальной изолированной системой. Она имеет интеллектуальный и физиологические аспекты и неразрывно связано с образом жизни в семье, процессом обучения, трудом школьников, физкультурой и спортом, организацией внеурочной работы и свободного времени. Содержание полового воспитания базируется на различных видах деятельности.
Результаты кружка, посвященного организации
проектной деятельности
Каждый шаг организации проектной деятельности имел вполне определенную цель. Так, целью первого шага было познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки, провести закрепление полученного теоретического блока знаний на практике. Эта цель была достигнута и реализ ...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы
В дошкольный период дети, зачастую, испытывают трудности в коммуникации разного рода. Кто-то чрезмерно стеснителен в общении со сверстниками, кто-то не может разговаривать со старшими, либо замкнут в своей среде особенными обстоятельствами. Так или иначе, коррекционно - развивающая программа этого ...
Комплексы артикуляционных упражнений для определённых групп
звуков
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц) - «Загнать мяч в ворота» Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Методиче ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.