Педагогика » Особенности системы образования на Северном Кавказе » Состояние нацменовских школ Северного Кавказа в 1920-1934 гг

Состояние нацменовских школ Северного Кавказа в 1920-1934 гг

Страница 1

В 1920-1934 гг. Северо-Кавказский край в совокупности представлял собой семь самостоятельных автономий. Здесь достаточно быстро разрасталась сеть образовательных учреждений, состоявшая в основном из школ I ступени, т.е. начальных. Но что представляла собой такая школа в те годы? Как в ней строился учебный процесс? Каким было программно-методическое обеспечение? Какие проблемы стояли перед ней и как они разрешались?

Вот как в 1926 г. описал состояние национальных школ на Северном Кавказе А. Достоян в статье "Национальная школа, как она есть": "Обычный тип сельской нацменовской школы — это небольшое, тесное помещение деревенского стиля, без достаточного света, уюта и оборудования, неприспособленное для школьной работы, требующее ремонта. Школьный инвентарь, если он есть, примитивного типа. На партах сидят по 3—4 и более человек. Часто нет классной доски, нет мела, нет самых необходимых учебных пособий. Зиму дети проводят на сквозняках, в холодных, не отапливаемых помещениях, лишенных и тени санитарии и гигиены, несмотря на то, что школы расположены прямо чуть ли не в лесу"

Ученики часто пропускали уроки из-за отсутствия обуви и теплой одежды. Подавляющее большинство не имело учебников, школьно-письменных принадлежностей, совершенно не владело русским языком. Проблемы посещаемости школ усугублялись из-за бездорожья в дождливую погоду, отсутствия мостов, а также в связи с тем обстоятельством, что родители поголовно привлекали своих детей к труду в подсобных хозяйствах. Из-за полевых работ занятия начинались поздно осенью и заканчивались в начале весны. В целом, они с перебоями длились лишь 3—4 месяца в году. Вполне естественно, что за это время дети не успевали освоить программу и получить необходимые знания, поэтому из школы выпускались малограмотными. Для сравнения отметим, что в странах Европы и США средняя продолжительность учебного года в то время составляла не менее 200 дней, этот срок был утвержден законодательно. Например, в Дании — 246 дней, в Румынии — 240 дней. В этих же странах длительность учебного года в сельских школах была значительно ниже и колебалась от 150 до 175 дней. В дореволюционной России средняя продолжительность учебного года в городских школах составляла 178 дней, а в сельских — 151. В исследуемый период продолжительность учебного года в школах СССР составляла: в городах — 186 дней, в сельских школах — 155.

В горских школах Северного Кавказа продолжительность учебного года колебалась от 135 до 120 дней в году. Горская школа должна была иметь столько же учебных дней, что и русская, а на деле их было значительно меньше. В апреле и мае в связи с началом полевых работ занятия на должном уровне не проводились. Можно сказать, что фактически учебных дней в сельских школах Северного Кавказа в году набиралось около 100.

Обучение детей в школах I ступени длилось 5 лет. В школах Северо-Кавказского края до выпуска доходили всего 1—2 человека. После каждого года обучения учащиеся отсеивались. А.И. Гозулов в 1926 г. в книге "Начальное образование и перспективы всеобщего обучения на Северном Кавказе" сделал подробный анализ состояния дел в этих учебных заведениях и составил в качестве примера таблицу на основе данных о распределении учащихся по годам обучения в одной из таких школ. Данная таблица позволяет сделать вывод, что пятый год обучения в горских школах I ступени фактически отсутствовал. Основной контингент учащихся приходился на первые 2 года обучения, а к 4-му году оставалось только около 11% школьников от первоначального набора.

Чтобы в полной мере представить себе качество обучения в горских школах I ступени, необходимо принять во внимание особенности построения учебного процесса в тот период:

- отсутствовали классно-урочная и четко выраженная предметная системы обучения, не говоря уже о расписании уроков, звонков и т.п.;

- учебные группы формировались без учета возраста учеников;

- на занятиях не проводились регулярный опрос и закрепление полученных знаний;

- русский язык, русская грамматика и чтение считались необязательными, наоборот, поощрялось преподавание на родном языке — перед всеми национальными областями стояла задача 100% "коренизации" обучения (при этом не учитывалось, что на родном языке нет учебной литературы по фундаментальным наукам);

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Методика обучения школьников технологии аппликационных работ с природным материалом
Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества. Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив ...

Формы организации учебного процесса в рамках преподавания факультативных курсов
«Для реализации в сузах и вузах доступны следующие виды деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятель ...

Определение социально зрелой семьи
1 этап. Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”. Бланк №1. ИГРОВЫЕ РОЛИ 1. Муж Павлов Сергей Сергеев Михаил Иванович 2. Жена Семенова Катя Сергеева Анна Дмитриевна 3. Сын Степанов Сергеев Петр Михайлович 4. Дочь Даренко Оля Сергеева Анастасия Михайловна 5. Свекор (отец мужа) Осминин Роман Се ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru