Почему дети рисуют? На этот сакраментальный вопрос специалисты различного профиля дают различные ответы. Психофизиологи полагают, что детские рисунки — четкое отражение этапов развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка. Так, дети до 6 лет не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сбоку. По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Для клинических психологов важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Дети, как правило, рисуют не предмет, а свое обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Недаром выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский назвал детское рисование «графической речью».
К подростковому возрасту рисование, по-видимому, исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Подросток переходит к более высокому уровню абстракции, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.
Нарушения речи сказываются на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Ряд авторов отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ТНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У детей с ТНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие и пространственные представления.
Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.
Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Дети с ТНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены; отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
В изобразительной деятельности участвуют и проявляются все психические процессы. Исследователи указывают на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений на занятиях по рисованию, моторики, внимания и воображения.
Таким образом, изучение методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями представляется актуальной темой исследования.
Цель исследования: изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
Рассмотреть значение рисования для всестороннего развития дошкольников;
Изучить виды рисования;
Экспериментально выявить уровень сформированности навыков рисования у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
Изучить методику обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: методика обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
эксперимент;
методы наблюдения, беседы;
методы математической статистики, графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.
Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся
с помощью технологии кластери
В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. При использовании технологии кластери было выявлено то, что процес ...
Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих
способностей детей
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой ли ...
Взаимодействие как психологический феномен
Проблема взаимодействия интересовала исследователей как отечественной, так и зарубежной психологической школ на разных этапах развития социально-психологической науки. Дж. Вигис, Д. Кислер, Т Лири, Б. Бас, У Шутц, Б.Ф. Ломов, К. Левин и др. уделяли особое внимание изучение данной проблеме. Исследов ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.