Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства

Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства

Страница 2

Педагогический процесс должен быть основан на следующих принципах:

- переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры»;

- диалогизм как основное определение мысли вообще;

- «точки превращения», когда одна форма понимания переходит в другую; Самая свежая информация kp15 1700 2700 у нас.

- построение процесса обучения как целенаправленного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно;

- дискуссия, вырабатывающая лояльность и толерантность;

- творческая активность;

- выработка собственного мнения, оригинального и самобытного.

Рассмотрим педагогические ситуации, способствующие развитию художественно-эстетического сознания. Педагогические ситуации мобильны, их необходимо использовать в соответствии со сложившимися в данном классе и на данном уроке условиями. Но в то же время педагогические ситуации не должны быть стихийными, они продумываются педагогом на основе особенностей группы, то есть носят интерпретационный характер.

Использование педагогических ситуаций оптимально для работы со школьниками подросткового возраста, так как они мобильные, гибкие.

Педагогические ситуации можно условно подразделить на группы и подгруппы по уровню развития эстетического сознания. Ситуация формирования; ситуация узнавания, ситуация удивления, ситуация интереса, ситуация впитывания. Ситуация развития: ситуация повторения, ситуация осмысления, ситуация актуализации, ситуация творческой переработки. Ситуация обогащения: ситуация накопления, ситуация «мозгового штурма», ситуация «озарения», ситуация вживания в образ.

Ситуации узнавания ориентирована в первую очередь на школьников, находящихся на уровне приближения к искусству, но ее применение может быть эффективным и в период ознакомления с новой темой: узнавание нового происходит через обращение к уже знакомым образам. Например, знакомство с живописью эпохи Возрождения лучше начинать с демонстрации репродукций, слайдов с изображением таких картин, как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля и др. Ранее виденные образы вызывают живой отклик, не рождают отторжения, и задача учителя — правильно сформулировать вопросы, чтобы возникла ситуация удивления.

Следующим звеном этой цепи становится ситуация интереса. В этой ситуации учащиеся должны поразмышлять, как образы искусства постепенно становятся частью их эстетического сознания. Закрепление этих рефлексивных откликов представляет собой ситуацию впитывания. Ситуация интереса должна быть наиболее длительной, только тогда она может перейти в ситуацию впитывания, обеспечивающую накопление художественно-эстетического опыта, который является базовым компонентом художественно-эстетического сознания. Ситуация впитывания тесно связана с насыщенной внеклассной творческой деятельностью учащихся и проходит стадию накопления художественных фактов, стадию осмысления полученных впечатлений и знаний и стадию обобщения и переноса в другие области.

Ситуации развития должны основываться хотя бы на минимальных знаниях. Ситуация повторения (сравнения) не является репродуктивным воспроизведением чужого текста. Эта ситуация включает задания, предполагающие подключение либо ранее изученного, либо самостоятельно освоенного материала. Таким образом, ситуации повторения опираются на накопленный учащимися эстетический опыт. Школьники в свои устные и письменные ответы должны включать описания увиденного, услышанного, прочитанного материала, который каким-то образом перекликается с изучаемой темой. Например, в 7-м классе в период изучения темы «Архитектура Древней Греции» учащиеся, выполняя задания, сравнивают элементы архитектуры Древней Греции с элементами архитектуры Древнего Египта и Вавилона. При этом они обнаруживают не только общее и различное, развивая аналитические навыки, но и постоянно закрепляют ранее полученные знания, учатся видеть общность культур, что имеет большое педагогическое значение в становлении таких важных качеств, как толерантность, интерес к другим эпохам и культурам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Программа развития понимания активной роли человека в обществе у младших школьников
Младший школьный возраст - большой период жизни ребенка. Условия расширяются: рамки семьи раздвигаются до приделов улицы, города, страны. Ребенок открыт для отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Проблема данной темы актуальна еще тем, что именно в этот период происходит ...

О взаимосвязях алгебры с геометрией
В обучении недопустим отрыв алгебры от геометрии. Напротив, когда нужно придать наглядность отвлеченным фактам и отношениям, когда нужны ускоренные методы решения задач и требуются надежные средства контроля, приходят на помощь геометрические представления. Проследим, какие успехи уже достигнуты в ...

Организация проектной деятельности на примере проекта «Строительство дачи»
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru