Современная социально педагогическая ситуация характеризуется реформированием всей системы образования, радикальным поворотом к её гуманизации и демократизации. Обращение к личностно – ориентированной педагогике характеризует общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно – ориентированной модели воспитания, изменение форм общения педагога с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и повседневной жизни. В центр образовательного процесса становится сам ребенок как субъект этого процесса. Воспитывающему взрослому отводится роль создателя культурных, психологических, нравственных условий для саморазвития личности ребенка.
И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова (1993) раскрывают ряд позиций, определяющих типы взаимодействия взрослого с детьми:
- позиция «учителя», ставящего перед ребенком определенные задачи, предполагающего определенные способы и средства их разрешения и оценивающего правильность действий;
- позиция «равного партнера», включенного в деятельность с детьми, решает возникающие в совместной деятельности проблемы «вместе» с детьми без жестких оценок;
- позиция «создателя» окружающей развивающей среды, где взрослый предоставляет возможность детям действовать свободно и самостоятельно.
Каждая из позиций имеет самостоятельное значение для воспитания ребенка и имеет свое место в педагогическом процессе.
Анализируя современные образовательные программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения, можно заметить, что все они имеют такие черты как: целостность, системность, возрастная адрессованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно - ориентированное взаимодействие с ним, учет достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.
Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о необходимости воспитания толерантности, но всё же данная проблема в какой- то мере решается.
Так, например, программа «Детский сад – дом радости» (В.Т. Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет целью содействовать всестороннему развитию индивидуальности ребенка. Основная идея: «Никого ничему научить нельзя, можно только научиться!». Программа «Наследие» (М. Новицкой, Е.В. Соловьевой) вводит детей в современную русскую культуру. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире, природе, других людей, других народов.
Нам представляется очевидным, что в рамках данных программ воспитание толерантности будет проходить более успешно, так как изначально авторы заложили в них некоторые условия, в которых могут реализовываться принципы толерантности.
Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя
Формирования авторитета педагога характеризуется временной протяжённостью. Это длительный процесс, который имеет свою логику. Рассмотрим этот процесс . Первый этап – это выбор профессии “учитель”. Все профессии по предмету труда можно разделить на пять типов. Эта классификация была разработана Е.А. ...
Формирование интереса к изобразительному искусству у детей старшего
дошкольного возраста на интегрированных занятиях
В процессе работы по формированию интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста как средства эстетического воспитания нами был разработан перспективный план, план взаимодействия с родителями, конспекты интегрированных занятий, методические рекомендации для воспитателей ...
Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального
воспитания подростков
Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.