Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя и учащихся

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя и учащихся

В современном образовании деятельность учителя связана с выявлением, анализом, описанием результатов деятельности учащихся.

В педагогической энциклопедии, оценка рассматривается как определение степени усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьной программой.

Б.Г. Ананьев рассматривает оценку как факт непосредственного руководства учеником. Г.И. Щукина – как показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе. В.М. Полонский, Ш.А. Амонашвили определяют педагогическую оценку как систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков, предварительно планируемых. Н.В. Селезнев, Л.С. Славина понимают школьную оценку как критерий, которым обозначается общественное суждение о школьнике.

Б.Г.Ананьев отмечает, что оценка занимает важнейшее место в отношениях школы и школьника. Поэтому она выступает фактором не только в обучении, но и в воспитании личности школьника. Предметом оценочной деятельности является система знаний и умений учащихся. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности учащихся выступает оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой. Другими словами, оценка - определение и выражение в баллах, оценочных суждениях степени усвоения учащимися ЗУНов, установленных программой.

В методическом письме № 1561/ 14-15 от 19.11.1998 г. Департаментом РО «О контроле и оценке результатов обучения в начальной школе» обозначены функции оценки и параметры оценочной деятельности.

Оценка выполняет различные функции:

- социальная (проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста);

-образовательная (определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным);

- воспитательная (выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, как к фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности учащихся);

- информационная (является основой диагноза, планирования, прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего учебный процесс, так и ведомого);

- функция управления (важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность).

Параметрами оценочной деятельности являются:

- качество усвоения предметных ЗУНов в соответствии с образовательными стандартами;

- степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (анализ, синтез, систематика, обобщение).

По мнению Ф.В. Костылева «оценка в любой деятельности всегда есть выражение отношения уровня достигнутого, к тому, что должно быть сделано (идеалу, эталону, образцу) .

В сложившейся практике начального образования оценочная деятельность учителя выражалась в выставлении отметок, которые характеризовали параметры оценочной деятельности, но выполняли лишь отдельные функции оценки. В связи с введением ФГОС второго поколения оценочная деятельность учителя должна быть выстроена так, чтобы она включала в оценочную деятельность учащихся.

Похожие публикации:

Развитие силовых качеств школьников
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возрас ...

Теоретико-методические основы разработки комплекса подвижных игр направленного на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов
На этапе начального освоения двигательных действий подвижные игры считаются одним из самых действенных педагогических средств, при условии, правильного их подбора в соответствии с решением поставленных задач на конкретном занятии. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физическог ...

Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения
Разрабатывая теоретические основы обучения, К.Д. Ушинский много внимания уделяя активизации и развитию всех процессов познавательной деятельности учащихся и прежде всего высшей ее формы - мышления. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что без активной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru