Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя и учащихся

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя и учащихся

В современном образовании деятельность учителя связана с выявлением, анализом, описанием результатов деятельности учащихся.

В педагогической энциклопедии, оценка рассматривается как определение степени усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьной программой.

Б.Г. Ананьев рассматривает оценку как факт непосредственного руководства учеником. Г.И. Щукина – как показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе. В.М. Полонский, Ш.А. Амонашвили определяют педагогическую оценку как систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков, предварительно планируемых. Н.В. Селезнев, Л.С. Славина понимают школьную оценку как критерий, которым обозначается общественное суждение о школьнике.

Б.Г.Ананьев отмечает, что оценка занимает важнейшее место в отношениях школы и школьника. Поэтому она выступает фактором не только в обучении, но и в воспитании личности школьника. Предметом оценочной деятельности является система знаний и умений учащихся. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности учащихся выступает оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой. Другими словами, оценка - определение и выражение в баллах, оценочных суждениях степени усвоения учащимися ЗУНов, установленных программой.

В методическом письме № 1561/ 14-15 от 19.11.1998 г. Департаментом РО «О контроле и оценке результатов обучения в начальной школе» обозначены функции оценки и параметры оценочной деятельности.

Оценка выполняет различные функции:

- социальная (проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста);

-образовательная (определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным);

- воспитательная (выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, как к фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности учащихся);

- информационная (является основой диагноза, планирования, прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего учебный процесс, так и ведомого);

- функция управления (важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность).

Параметрами оценочной деятельности являются:

- качество усвоения предметных ЗУНов в соответствии с образовательными стандартами;

- степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (анализ, синтез, систематика, обобщение).

По мнению Ф.В. Костылева «оценка в любой деятельности всегда есть выражение отношения уровня достигнутого, к тому, что должно быть сделано (идеалу, эталону, образцу) .

В сложившейся практике начального образования оценочная деятельность учителя выражалась в выставлении отметок, которые характеризовали параметры оценочной деятельности, но выполняли лишь отдельные функции оценки. В связи с введением ФГОС второго поколения оценочная деятельность учителя должна быть выстроена так, чтобы она включала в оценочную деятельность учащихся.

Похожие публикации:

Подготовка учащихся к изучению нового материала
Учитель: Сообщает тему урока - классификация сталей. Термическая обработка сталей Устно сообщает цель занятия: сегодня вы должны познакомиться с различными видами сталей и ее термической обработкой. Активизирует познавательную деятельность учащихся путем проведения небольшого опроса. Вопросы: - Как ...

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...

Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования
На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования мы стремились - разработать систему игр, способствующих формированию основ социализации; По результатам обследования была определена дальнейшая работа по формированию основ социального развития с помощью игровых технологий. Для этого была ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru