Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя и учащихся

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя и учащихся

В современном образовании деятельность учителя связана с выявлением, анализом, описанием результатов деятельности учащихся.

В педагогической энциклопедии, оценка рассматривается как определение степени усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьной программой.

Б.Г. Ананьев рассматривает оценку как факт непосредственного руководства учеником. Г.И. Щукина – как показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе. В.М. Полонский, Ш.А. Амонашвили определяют педагогическую оценку как систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков, предварительно планируемых. Н.В. Селезнев, Л.С. Славина понимают школьную оценку как критерий, которым обозначается общественное суждение о школьнике.

Б.Г.Ананьев отмечает, что оценка занимает важнейшее место в отношениях школы и школьника. Поэтому она выступает фактором не только в обучении, но и в воспитании личности школьника. Предметом оценочной деятельности является система знаний и умений учащихся. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности учащихся выступает оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой. Другими словами, оценка - определение и выражение в баллах, оценочных суждениях степени усвоения учащимися ЗУНов, установленных программой.

В методическом письме № 1561/ 14-15 от 19.11.1998 г. Департаментом РО «О контроле и оценке результатов обучения в начальной школе» обозначены функции оценки и параметры оценочной деятельности.

Оценка выполняет различные функции:

- социальная (проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста);

-образовательная (определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным);

- воспитательная (выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, как к фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности учащихся);

- информационная (является основой диагноза, планирования, прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего учебный процесс, так и ведомого);

- функция управления (важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность).

Параметрами оценочной деятельности являются:

- качество усвоения предметных ЗУНов в соответствии с образовательными стандартами;

- степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (анализ, синтез, систематика, обобщение).

По мнению Ф.В. Костылева «оценка в любой деятельности всегда есть выражение отношения уровня достигнутого, к тому, что должно быть сделано (идеалу, эталону, образцу) .

В сложившейся практике начального образования оценочная деятельность учителя выражалась в выставлении отметок, которые характеризовали параметры оценочной деятельности, но выполняли лишь отдельные функции оценки. В связи с введением ФГОС второго поколения оценочная деятельность учителя должна быть выстроена так, чтобы она включала в оценочную деятельность учащихся.

Похожие публикации:

Алтайский государственный университет
К началу 70-х годов ХХ века на Алтае не имелось ни одного академического учреждения. В этих условиях единственным центром координации науки на Алтае мог стать классический университет. 29 мая 1973 г. Василий Иванович Неверов был назначен ректором университета. Началась работа по организации нового ...

Специфика старшего дошкольного возраста
На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальн ...

Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru