Педагогика » Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву » Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности

Психолого-педагогические основы развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности

Страница 1

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте.

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов сосредоточивать внимание на определенных объектах, действиях дисциплинирует волю, организует внимание. Однако для первоклассника это является трудной задачей, он быстро утомляется. Поэтому следует разнообразить учебную работу первоклассников, давать им возможность отвлечься, а иногда и отдохнуть. В этих случаях полезной оказывается физкультурная разминка.

Особенно утомляет детей продолжительная однообразная работа. Так, исследования показывают, что учащиеся 1 -го класса могут напряженно рисовать с натуры в течение 20—25 минут, после чего их внимание резко ослабевает и они начинают пассивно работать, отвлекаться. Если же им предложить после 20 минут работы над рисунком с натуры другой вид работы (быстрые наброски, просмотр репродукции, короткую беседу, анализ ученических рисунков, демонстрацию на доске типичных ошибок), а затем разрешить продолжать работу над рисунком с натуры, ученики снова начнут активно работать над рисунком.

Хорошей разрядкой напряженности мыслительной работы на уроке является демонстрация наглядных пособий, и в частности, репродукций. Однако, учитывая особенности внимания младших школьников, проявляющиеся в преобладании непроизвольного внимания, не следует приводить много ярких примеров, наглядных пособий - это может отвлечь внимание детей от главного.

По сравнению с взрослым человеком объем внимания младшего школьника меньше, концентрация внимания слабее, менее продолжительна. Поэтому наряду с широким применением в начальных классах разнообразных приемов работы важное значение имеет четкость, организованность, доступность учебной работы, заинтересованность учебным заданием. Под влиянием обучения у школьников начальных классов значительно расширяется круг объектов внимания. Наблюдения за различными объектами, явлениями сопровождаются активной работой мысли, формированием умственных действий, эмоциональным отношением к наблюдаемому, что делает внимание более устойчивым, произвольным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста
Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, ...

Группы адаптаций
При поступлении в ДУ привычные условия жизни в семье меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чём это выражается? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние ...

Семья как важнейший микрофактор социализации личности
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институ ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru