Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства

Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства

Страница 4

В целом ситуации развития являются важнейшим компонентом в процессе становления эстетического сознания подростков, так как направлены на обогащение эстетического опыта и развитие рефлексии. Учащиеся, выполняя предлагаемые в ситуациях задания, самостоятельно создают эстетическую среду урока, включающую не только материально-предметную, но и эстетико-коммуникативную сферу. В момент выполнения заданий подростки приобретают и закрепляют ранее полученные навыки анализа произведения искусства, его оценки, таким образом в них пробуждается интерес к искусству и культуре в целом, воспитывается вкус, реализуется эстетическое сознание, которое на следующей ступени — ситуация обогащения — переходит на более высокий уровень.

Ситуации накопления направлены на развитие умения использовать полученные знания для систематизации информации, анализа нового материала, создания собственного представления о культуре той или иной эпохи, о деятельности того или иного творца. Например, учащиеся делают хронологические таблицы «Древняя Русь в людях и явлениях культуры», добавляя к ним таблицы «А в это время .», используя полученные знания о культуре средневековой Европы и Востока. По этой таблице школьники готовят письменные работы, в которых сравнивают характерные черты разных видов искусства, культурных тенденций и пр.

Вершиной системы знаний являются проектные работы по модели «Искусство (страна, творческая личность, произведение искусства) глазами будущего», например, «Современный школьник при дворе короля Артура». На эту тему учащимися 8-го класса был создан видеофильм о рыцарском турнире, проходящем по всем правилам средневековой культуры. Однако закадровый текст соответствовал современному восприятию, создавая комический эффект несоответствия, которое при просмотре школьники находили и объясняли.

Ситуация «мозгового штурма» разработана для использования в процессе обучения в старшем подростковом возрасте (в случае высокого уровня эстетического сознания большинства учащихся может быть применима в 8-х классах). «Мозговой штурм» представляет собой весьма эффективный тренинг для развития интеллектуальных навыков подростков, креативности, быстроты реакции, анализа и обобщения. Так, в ситуации «мозгового штурма» на первом уроке по теме «Творчество импрессионистов» учащиеся должны были в результате быстрого, в течение 15 минут, выдвижения тезисов прийти к формулировке основных положений эстетической концепции (программы) импрессионизма. Было выдвинуто более восьми ясно сформулированных тезисов. Некоторые из них, такие как «писать цветом», «главное - передать ощущения», «показать, что в мире все быстро меняется», является точным отражением сути эстетической программы импрессионизма. Была также отмечена роль солнца и сумерек в импрессионистической живописи, в тезисах звучали термины других видов искусства (музыки, литературы и др.); «картины как грустная мелодия», «как будто нет сюжета, но мы его можем сами придумать».

Можно выделить некоторые общие черты, характеризующие процесс реализации данной педагогической ситуации:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Специфика познавательных способностей в дошкольном возрасте
В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников. Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений ...

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет — 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113—115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см. Средний вес 6—7-летнего ребенка раве ...

Главные задачи взрослых в развитии ребенка
1. Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь. Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы. Потому что: · Никакие алгоритмы и к ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru