Педагогика » Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву » Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Страница 7

В ярких красках раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картине бесхитростно и красиво – домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.

Современная полхов – майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная, а чём-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию.

Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, а душу этого особого мира стараются передать мастера.

После упражнения, в котором дети познают приемы полхов-майданской росписи, можно рекомендовать использовать впечатления от изделий майданцев для самостоятельной работы первоклассников над композицией узора, украшающего тарелочку или круглую салфетку, при этом учитель должен объяснить особенности узора в круге, который компонуется иначе, чем в полосе или квадрате.

Например, полхов-майданские яблоки – это не обычная плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели ягоды , которые намного больше самого дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но несмотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают квартиры, кухни; в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты; игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвъ на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.

Мезенская роспись – известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому её ещё называют и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жегалова, Арбат, Миловский, высказывают разные версии.мастера были разные.

Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы и интерьеры дома.

Частично эту роспись приняли коми-заряне. Исследователи этой росписи расшифровывают её с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в «уточке» и «коне»- знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представление устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце),конь-огонь. Фигурка как коня так и «уточки» (по местному «курицы») украшали крыши изб, даже и теперь бытуют на Мезене поговорка: «Курицы и конь на крыше – в доме тише».

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» имеет в составе своей коллекции около полутора сотен музейных предметов с мезенской росписью. Свыше ста из них – прялки, а остальные представлены коробами для хранения одежды и расписными хлебцами.

Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые рёбра лопасти вырезаны зубчиками.

Для росписи мезенские мастера приняли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, чёрный – сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы.

Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью-«тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотисто солнечный цвет. В старину олифу делали из конопляного семени, которое сушили, толкли и выжимали, а а затем ставили на печь (доводили до готовности).

Роспись лицевой стороны прялки канонична. Для неё характерна графичность, фризовость много яростность. Рисунок прялки состоит из трёх ярусов – фризов и разделяющих их рядов с геометрическими узорами. В вернем ярусе главенствуют птицы, а в нижнем и среднем – фигуры коней или олений.

На маковках прялки изображены «курочки» или «уточки», затем «бердо» - ряд клеток, названных так за сходство с одноимённой деталью ткацкого станка. Далее ряд «утушек». Под ними – ряд олений и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки снова конь. И везде разбросаны спиральки, черточки кружочки, подчёркивающие стремительное движение.

Не менее интересна роспись внутренней стороны прялок, где изображали чаще всего бытовые сцены:

Сцена охоты на птицу, сидящую на вершине дерева;

Изображение коня с узким длинным туловищем, мускулистой грудью и тонкими ногами;

Парное изображение вздыбленных коней;

Мотив лодок и кораблей (популярность этого сюжета на мезенских прялках можно объяснить активным участием Мезенцев в морских промыслах);

Выезд в санях;

Изображение деревьев.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Методы осуществления межпредметной связи на уроках математики
Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учитель в своей работе ориентируется на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпред ...

Разработка системы оценивания знаний учащихся
Система оценивания знаний базируется на нескольких факторах: сложность выполняемых задач, общий уровень активность обучающегося в течение изучения курса, количество выполненных заданий, самостоятельное изучение материала, выполнение творческих заданий, если таковые имеются в наличии. Наиболее рацио ...

Анализ форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования
Программа изучения форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования (на примере МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»). Пояснительная записка. Данная программа предназначена для изучения форм организации социального воспитания подрос ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru