Педагогика » Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву » Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Страница 7

В ярких красках раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картине бесхитростно и красиво – домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.

Современная полхов – майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная, а чём-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию.

Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, а душу этого особого мира стараются передать мастера.

После упражнения, в котором дети познают приемы полхов-майданской росписи, можно рекомендовать использовать впечатления от изделий майданцев для самостоятельной работы первоклассников над композицией узора, украшающего тарелочку или круглую салфетку, при этом учитель должен объяснить особенности узора в круге, который компонуется иначе, чем в полосе или квадрате.

Например, полхов-майданские яблоки – это не обычная плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели ягоды , которые намного больше самого дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.

Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но несмотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают квартиры, кухни; в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты; игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвъ на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.

Мезенская роспись – известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому её ещё называют и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жегалова, Арбат, Миловский, высказывают разные версии.мастера были разные.

Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы и интерьеры дома.

Частично эту роспись приняли коми-заряне. Исследователи этой росписи расшифровывают её с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в «уточке» и «коне»- знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представление устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце),конь-огонь. Фигурка как коня так и «уточки» (по местному «курицы») украшали крыши изб, даже и теперь бытуют на Мезене поговорка: «Курицы и конь на крыше – в доме тише».

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» имеет в составе своей коллекции около полутора сотен музейных предметов с мезенской росписью. Свыше ста из них – прялки, а остальные представлены коробами для хранения одежды и расписными хлебцами.

Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые рёбра лопасти вырезаны зубчиками.

Для росписи мезенские мастера приняли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, чёрный – сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы.

Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью-«тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотисто солнечный цвет. В старину олифу делали из конопляного семени, которое сушили, толкли и выжимали, а а затем ставили на печь (доводили до готовности).

Роспись лицевой стороны прялки канонична. Для неё характерна графичность, фризовость много яростность. Рисунок прялки состоит из трёх ярусов – фризов и разделяющих их рядов с геометрическими узорами. В вернем ярусе главенствуют птицы, а в нижнем и среднем – фигуры коней или олений.

На маковках прялки изображены «курочки» или «уточки», затем «бердо» - ряд клеток, названных так за сходство с одноимённой деталью ткацкого станка. Далее ряд «утушек». Под ними – ряд олений и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки снова конь. И везде разбросаны спиральки, черточки кружочки, подчёркивающие стремительное движение.

Не менее интересна роспись внутренней стороны прялок, где изображали чаще всего бытовые сцены:

Сцена охоты на птицу, сидящую на вершине дерева;

Изображение коня с узким длинным туловищем, мускулистой грудью и тонкими ногами;

Парное изображение вздыбленных коней;

Мотив лодок и кораблей (популярность этого сюжета на мезенских прялках можно объяснить активным участием Мезенцев в морских промыслах);

Выезд в санях;

Изображение деревьев.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Упражнения на развитие речи
Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребенку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин (дети от 2 лет) до 30 мин (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2- ...

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеко ...

Междисциплинарная характеристика агрессивности человека и её представление в детском возрасте
В данном параграфе рассмотрим междисциплинарную характеристику агрессивности человека и её представление в детском возрасте. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru