Педагогика » Эколого-краеведческое образование младших школьников » Особенности краеведческого компонента в программах экологического образования младших школьников

Особенности краеведческого компонента в программах экологического образования младших школьников

Страница 1

Проанализируем особенности рассмотрения краеведческого компонента в некоторых программах экологического образования младших школьников. Все программы придерживаются следующих функций:

Образовательная - формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно - научных, обществоведческих и исторических понятиях.

Развивающая - осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Воспитывающая-социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств. В основе построения курса лежит принцип "позитивного педоцентризма", т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником.

Факультативный курс "Введение в народоведение" автор М.Ю. Новицкая.

Курс имеет познавательное и воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры.

Место курса - в образовательном компоненте "Окружающий мир", с учетом часов национально-регионального компонента и интеграцией в уроки чтения, письма, развития речи, музыки, искусства и труда. Разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе преподавания этой дисциплины. Во время работы над курсом, разработанным на материале традиционной русской культуры, перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни: "Человек и его взаимоотношения с природой", "Человек и его семья", "Человек и история его народа" проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

В центре каждой из трех стоит человек: именно с этой позиции нужно увидеть природу, семью, историю народа как условия, в которых складывается и осуществляет свою жизненную цель каждая конкретная личность.

"Зеленый дом" (система учебных курсов с экологической направленностью). Автор А.А. Плешаков.

Мир вокруг нас (1-2 класс).

Природоведение (3-4 класс).

Экология для младших школьников (3 класс, факультативный курс).

Планета загадок (4 класс, факультативный курс).

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

Учебный курс "Природа и люди" автор З. А. Клепинина.

Курс представляет единую систему, состоящую из двух подсистем. Подсистема " Я и мир вокруг" является пропедевтической ко второй подсистеме "Природоведение", а также к курсу " Введение в историю", который изучается с 3 класса. Каждая тема- " Мир людей", "Мир природы", "Здоровье" - повторяется с последовательным усложнением в 1 и 2 классах. В теме "Природа родного края" продолжается изучение природы своего края. В 3 классе учащиеся знакомятся с природой местности, где живут, то в 4 классе изучают природу своей области, узнают название административного центра, учатся находить его на карте края и России. Природа нашего края (9 часов). Тема предусматривает и практические работы, экскурсии.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Учебно-методическая особенность урока информатики
Психологическая оценка структуры урока. А) Тема: “Поиск оптимального метода сортировки двумерного массива”. Б) Цель: добиться, чтобы ученики научились работать с нелинейными структурами. В) Задачи ур ...

Практические особенности использования проблемного обучения в начальной школе
Практические особенности использования проблемного обучения в начальной школе проявляются в реализации технологии проблемного обучения под руководством преподавателей начального этапа обучения. Орган ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru