Педагогика » Эколого-краеведческое образование младших школьников » Особенности краеведческого компонента в программах экологического образования младших школьников

Особенности краеведческого компонента в программах экологического образования младших школьников

Страница 1

Проанализируем особенности рассмотрения краеведческого компонента в некоторых программах экологического образования младших школьников. Все программы придерживаются следующих функций:

Образовательная - формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно - научных, обществоведческих и исторических понятиях.

Развивающая - осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Воспитывающая-социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств. В основе построения курса лежит принцип "позитивного педоцентризма", т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником.

Факультативный курс "Введение в народоведение" автор М.Ю. Новицкая.

Курс имеет познавательное и воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры.

Место курса - в образовательном компоненте "Окружающий мир", с учетом часов национально-регионального компонента и интеграцией в уроки чтения, письма, развития речи, музыки, искусства и труда. Разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе преподавания этой дисциплины. Во время работы над курсом, разработанным на материале традиционной русской культуры, перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни: "Человек и его взаимоотношения с природой", "Человек и его семья", "Человек и история его народа" проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

В центре каждой из трех стоит человек: именно с этой позиции нужно увидеть природу, семью, историю народа как условия, в которых складывается и осуществляет свою жизненную цель каждая конкретная личность.

"Зеленый дом" (система учебных курсов с экологической направленностью). Автор А.А. Плешаков.

Мир вокруг нас (1-2 класс).

Природоведение (3-4 класс).

Экология для младших школьников (3 класс, факультативный курс).

Планета загадок (4 класс, факультативный курс).

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

Учебный курс "Природа и люди" автор З. А. Клепинина.

Курс представляет единую систему, состоящую из двух подсистем. Подсистема " Я и мир вокруг" является пропедевтической ко второй подсистеме "Природоведение", а также к курсу " Введение в историю", который изучается с 3 класса. Каждая тема- " Мир людей", "Мир природы", "Здоровье" - повторяется с последовательным усложнением в 1 и 2 классах. В теме "Природа родного края" продолжается изучение природы своего края. В 3 классе учащиеся знакомятся с природой местности, где живут, то в 4 классе изучают природу своей области, узнают название административного центра, учатся находить его на карте края и России. Природа нашего края (9 часов). Тема предусматривает и практические работы, экскурсии.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Компетенция ОПК-5
Компетенция ОПК-5 – это общепрофессиональная компетенция: «готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.». Под компетенцией ОПК-5 понимается: 1. способность создавать мотивацию детей к различным видам их деятельности, включат ...

Функции семьи
Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности его членов. Для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции: 1 стадия - этап формирования семьи. Осознание родителями парт ...

Музыкальное мышление и голосовой аппарат детей 7–10 лет
В музыкальном воспитании огромную роль играет преемственность развития. Поэтому возрастные особенности детей младшего школьного возраста необходимо рассматривать как предпосылки развития музыкальности. По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического руководства раз ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru