Педагогика » Общение и воспитание слабоговорящих детей » Упражнения на развитие речи

Упражнения на развитие речи

Страница 1

Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребенку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин (дети от 2 лет) до 30 мин (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2-3 упражнения. Садиться за стол не обязательно – можно удобно расположиться на диванчике или даже на полу. С малышом желательно проводить занятия в игровой форме. Например, играть с ребенком в магазин, где покупки можно делать только за правильно выполненное задание.

Упражнения и игры

- «Знакомство с новыми словами»

Взрослый называет ребенку новое для него слово и доступно объясняет его значение. Затем малышу предлагается составить с этим словом 1-3 предложения. Например, родитель называет слово «антракт», объясняет его основное значение, приводит интересные примеры, по возможности рассказывает какую-либо занимательную историю, двухлетнему ребенку. Для выполнения задания нужно подбирать слова, отсутствующие в активном и желательно в пассивном словаре ребенка.

- «Составление предложений по модели из вопросов»

Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал?»; «Что? Что делает?» или «Какой? Кто? Где? Что делал?» Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель.Пример:Модель: «Кто? Как? Что делал? Почему?» Предложение: «Мужчина быстро бежал, потому что опаздывал на важную встречу».

-«Поменяй букву».

Нужно изменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое полноценное слово. Например, в слове «банка» меняем «н» на «л» – получается «балка». Желательно, чтобы ребенок нашел несколько вариантов: банка – манка – банда – ранка – бабка. Слова для изменения: галка, сон, сок, полка, палка, точка, лук, стоп, норка, шашка, брак, место и др. Это упражнение не только развивает словарь, но и способствует пониманию основ морфемики и фонетики. Подобные упражнения: добавить букву или убрать букву, чтобы получить новое слово (шар – шарф или шарж, ручка – рука)

- «Один малыш – много малышей:упражнение для самых маленьких»

Взрослый называет ребенку слова в единственном числе и предлагает образовать множественное число. И наоборот. Конечно, нужно использовать не любые слова, а наиболее сложные. Например, дети часто неправильно образуют множественное число таких слов, как «ухо», «рот», «человек» и др. Слова для упражнения: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребенок, стекло, имя, весна, друг, знамя, ветер и др.

- «Продолжение предложений текста»

Родитель читает ребенку рассказ, некоторые слова в котором отсутствуют.Их подбирает сам малыш в соответствии с контекстом.

Например: «С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое (солнышко). На небе не было ни одного (облачка). Вдруг подул сильный (ветер), а небо заволокло огромными серыми (тучами). Прогремел (гром). Сверкнула (молния). Пошел проливной (дождь)». Для этого упражнения можно использовать любые детские книжки. Мама или папа медленно читает и местами делает паузу, давая ребенку возможность самому подобрать нужное слово. Это упражнение прекрасно развивает речь малыша.

- «Подбираем придаточное предложение»

Взрослый называет первую часть сложного предложения и подчинительный союз. Придаточное предложение ребенок придумывает сам. Например, родитель произносит: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно…». Ребенок продолжает предложение: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно готово было выскочить из груди». Играть можно с детьми от 3-4 лет. Фразы для продолжения:Дождь лил так сильно, как будто;На улице было так темно, словно; Стало очень-очень тихо, так как;В комнате братьев был такой беспорядок, как будто;Буратино не пошел в школу из-за того, что…

- «Изложение прослушанного своими словами»

После прочтения небольшого рассказа или сказки, предложите малышу пересказать прочитанное своими словами. Еще один вариант задания – не просто пересказать, а ответить на вопросы. Например, прочитав ребенку сказку «Красная шапочка», задайте следующие вопросы: «Почему девочку прозвали Красной шапочкой?», «Зачем она пошла к бабушке?», «Где Красная шапочка повстречала Волка и о чем они говорили?», «Хитрым ли оказался Волк? В чем его хитрость?» и т.п. К сожалению, многие родители по окончании чтения закрывают книгу, не пытаясь обсудить ее с ребенком. Впрочем, иногда так даже лучше – маленькому человечку нужно время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому вопросы по прочитанному стоит задавать не сразу, а не на следующий день.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Особенности физического развития при занятиях спортом
Особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют немаловажное значение для правильного решения многих вопросов педагогической практики. В результате исследований врачей, физиологов и педагогов накоплено большое кол ...

Взаимодействие как психологический феномен
Проблема взаимодействия интересовала исследователей как отечественной, так и зарубежной психологической школ на разных этапах развития социально-психологической науки. Дж. Вигис, Д. Кислер, Т Лири, Б. Бас, У Шутц, Б.Ф. Ломов, К. Левин и др. уделяли особое внимание изучение данной проблеме. Исследов ...

Уровень притязаний и пути его повышения
Под уровнем притязаний в психологической литературе понимается желаемый уровень самооценки личности, который определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям челов ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru