Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.
В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.
Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.
Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;
д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);
е) развитие социально-поддерживающего процесса.
Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий.
Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
воздействие средств массовой информации;
антинаркотическое обучение;
использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
проведение антинаркотических мотивационных акций;
организация деятельности социальных работников и волонтеров;
деятельность системы ювенальной юстиции.
Психологические технологии первичной профилактики:
развитие личностных ресурсов;
формирование социальной и персональной компетентности;
развитие адаптивных стратегий поведения;
формирование функциональной семьи.
Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических особенностей и их коррекции на медицинском уровне.
Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска - социального резерва роста заболеваемости наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.
Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии
интегративного качества "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля и т. д Увлеченные игрой дети, повторяют о ...
Диагностика памяти детей младшего школьного возраста
Для успешного обучения младших школьников необходимо, прежде всего, выявить особенности памяти и её показатели, включая объем и способность удерживать информацию. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных орган ...
Основные методы социального развития детей с
недостатками слуха
Эффективность овладения курсом социализации во многом определяется методами работы, используемыми воспитателем. В отечественной дидактике существует несколько классификаций методов обучения, которые строятся с учётом в основном одного признака (источника знаний, этапов процесса обучения, логики поз ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.