Педагогика » Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву » Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Страница 6

Роспись, которая родилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходиться без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это —декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Задания строятся так, чтобы даже на первой стадии знакомства учащихся с приемами народной росписи не было прямого подражания.

Полхов-Майданская роспись — центр народного художественного промысла. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.

Самобытная система художественного письма сложилась в Полховском Майдане сравнительно недавно, с начала 30-х годов, когда красильщицы — так здесь называют мастериц, которые расписывают токарную форму изделий, — стали пользоваться анилиновыми красками. Краски выбирают яркие — алую, желтую, синюю, фиолетовую, применяют и черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный.

Особую прелесть и завершенность росписи придает умелое использование приемов лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой). Этот прием особенно наглядно виден в самой известной и самобытной росписи — цветы с наводкой. Изделие предварительно грунтуют несколько раз белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесенные на белую поверхность грунта жидко разведенные краски звучат особенно интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы освещает их. Очень часто майданцы применяют наложение на желтый цвет. Именно этот цвет, покрывая все изделие, служит как бы фоном— полем, как говорят мастерицы. Дополнительные цвета— синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, противопоставленные друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст, что во всю силу и эксплуатируют майданские красильщицы, придя к закону эмпирически, в процессе своей художественной практики. Яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок положен на сверкающие яркой зеленью листья. Берега из зеленого или красного переходят в ярко-желтый, чтобы соприкоснуться вплотную с синей гладью воды.

Наложение других цветов по полю осуществляется неровными свободными мазками. На иллюстрации этот прием виден в исполнении цветка и птички. Алая краска, положенная неровными мазками, создает впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого к желтому в центре цветка. Яблочко написано ярко-красным около листиков и желтым на макушке.

В последние годы в росписи Полховского Майдана все большее место занимают приемы скорого письма кистью, без предварительного рисунка — так называемое пестрение.

Колорит майданских изделий, особая манера народного письма, создающаяся буквально на глазах за последние десятилетия, привлекают многих искусствоведов, стремящихся определить художественно-историческую ценность этого родника народного творчества.

В народе с яркими красками всегда связывались представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи с удивлением понимаешь, что красок не так уж много: красная, синяя, жёлтая и ещё чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путём смешения исходных красок. Случайно или специально, но все цвета связаны между собой; подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зелёный поставить рядом с красным, то каждый зазвучит ещё ярче. Так же сияют рядом синий и жёлтый. Порой кажется, будто бы краски светяться изнутри, как витраж.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согла ...

Анализ результатов тестирования и расчетов. Определение социально зрелой семьи
Произвести сравнительный анализ результатов психологического тестирования каждой семьи, и результатов полученных после работы с программой “Формирование рационального потребительского бюджета семьи”. Заключительная часть (анализ занятия, подведение итогов). Учащимся была предложена анонимная анкета ...

Обзор учебников по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов, содержащих тему «Комплексные числа»
Существует небольшое количество авторов, включающих тему «Комплексные числа» в свои учебники для средних общеобразовательных учреждений. В учебнике для математических классов Н.Я.Виленкина, О.С.Ивашева-Мусатова, С.И.Шварцбурда «Алгебра и начала математического анализа», тема «Комплексные числа» вво ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru