Педагогика » Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву » Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Страница 5

Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Они быстро познают, для чего создается украшение (узор для платья маме, кукле, сестре на день рождения или узор для красивой шапочки, тюбетейки, платочка).

Воспитатель учит детей приемам сочетания в декоративной композиции разных материалов. Так, дети могут создавать рисунки на ткани (по типу декоративной росписи). Например, для участников хоровода нужно украсить фартучки декоративным узором. Воспитатель показывает, как можно быстро на слегка накрахмаленном материале нарисовать элементы узора или напечатать, используя готовую форму (клише из пенопласта, полистирола).

Детям показывают не только таблицы, образцы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и сами предметы искусства. Воспитатель стремится познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т. д. Это позволит развить у них вкус, научит сознательно отдавать предпочтение тому или иному материалу.

Каждый новый вид декоративного искусства предлагается в сравнении с уже известным; обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, опираясь на известный им материал.

В течении обучения проводятся контрольные срезы, устанавливающие уровень усвоения детьми декоративно-прикладного творчества. Цель кружкового объединения: поиск эффективных способов развития графических навыков у детей младшего школьного возраста в росписи по дереву.

Рассмотрим развитие графических методов на примерах росписи Городца, Полхов-Майдана, Мезенской росписи по дереву.

Красочный, мажорный мир народного искусства близок и понятен ребёнку. Для преподавателя ведущий занятия декоративного рисунка с младшими школьниками, эмоциональный настрой детей очень важен.

Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает учителю сделать процесс развитие графических навыков у детей увлекательным и интересным с первых же занятий декоративным рисованием.

Городец — центр народного художественного промысла. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.

Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, придают этим вещам неповторимый облик. Мастер наносит легкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.

Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной разделки цветов — розанов и купавок — отрабатывались в течение многих десятилетий.

Интересно разобрать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям, — венчик из лепестков, ярко выраженный центр цветка и т. д. Несколькими уверенными круговыми движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Яркие и плотные по цвету, эти разноцветные круги быстро наносятся на поверхность украшаемого предмета таким образом, что сразу становится ясным замысел цветочной росписи. Круги для розана делаются побольше, для купавки— поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии видны характерные для городецкой росписи цвета, обычно составленные из двух красок. Одна из них— красная, оранжевая или синяя, другая— белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок. Следующий этап — определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка. У купавки он смещается влево или вправо; обычно он заполняется чистой краской, без белил. Особую прелесть цветам придают лепестки, выполненные полукруглыми дужками. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на нее, затем сильным нажимом (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Мастер держит кисть перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра каждого вида цветочного узора. После прописывания дужек-лепестков цветы преобразились: поверх первоначального силуэта цветного круга обозначился ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи — оживка, или линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки как будто освещают цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок.

С помощью элементарных средств декоративного решения: силуэта, линии и ритма — достигается эстетическая значимость изделия, выполненного из простого материала.

В методических рекомендациях я привела примерный цикл уроков с использованием Городецкого цветочного узора. Задания постепенно усложняются. Сначала дается упражнение на выполнение отдельных элементов цветочного мотива, затем предлагается выполнить простейший узор в полосе, предназначенный для спинки стула, и, наконец, сделать эскиз узора в форме прямоугольника для крышки стола или скатерти. Усложняется ритм элементов, увеличивается их количество. Вводится новый изобразительный элемент в декоративный рисунок— листочек. Нужно показать детям, как движением кисти можно добиться овальной формы листка, как определить место оживки черным штрихом. Следует обратить внимание на цвет листьев — зеленая краска не просто переносится с палитры на листья в узоре. В городецкой росписи листья намного темнее и теплее по цвету, чем розаны и купавки. Для этого следует смешивать зеленую краску с охрой и добавлять еще чуть коричневой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Программы по обучению декоративно-прикладному искусству
Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания. Ученые справедл ...

Работа по формированию экологических знаний у младших школьников с использованием регионального компонента
Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается умением работать практически в интересуемой области знаний. Для этого мы реализовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. Важность регионального компонента экологического образования в современно ...

Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru