Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому, цель моего исследования заключается в следующем: проанализировать проблему взаимоотношений родителей и детей, влияющих на воспитание личности.
Объектом исследования являются: воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье как один из факторов воспитания личности ребенка.
Гипотеза исследования: характер и стиль взаимодействия в семье определяет характер воспитания личности.
Для достижения цели и проверки гипотезы в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. на основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить типичные варианты отношений родителей и детей;
2. раскрыть типы и функции семьи;
3. определить, что такое семья, какую роль она играет при воспитании детей;
4. проанализировать трудности семейного воспитания, а так же семейные взаимоотношения и их влияние на становление личности детей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования;
1) Составление социального паспорта семьи
2) Рисуночный тест " Что ты думаешь о своей семье?" (Злата Королева)
3) Кинетический рисунок семьи
4) Анкета для родителей (Н. Дереклеева)
5) Тест определения основных черт личности Л.А. Ясюковой (модификация теста Кеттела).
База исследования: МОУ СОШ №34 города Братска, 4 класс "А".
Данная тема актуальна тем, что в современной семье возникает все больше проблем, которые обусловлены экономическим, социальным и культурным положением в стране и семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И никакой другой социальный институт не сможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать это семья.
Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажется искаженным, что в свою очередь, может иметь неблагоприятное воздействие на личность ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ психолого-педагогической литературы способствовал установлению связи между отношениями в семье и воспитании личности ребенка, а анализ проведенных методик практической части должен установить зависимость воспитания личности ребенка от специфики взаимодействия в семье.
Методика организации работы по разделу «Материаловедение» в 5-7 классе
Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, к выбору наиболее целесообразного для будуще ...
Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...
Своеобразие гуманных качеств
у детей дошкольного возраста
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формиро ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.