Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка

Семья как фактор формирования личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому, цель моего исследования заключается в следующем: проанализировать проблему взаимоотношений родителей и детей, влияющих на воспитание личности.

Объектом исследования являются: воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей.

Предмет исследования: взаимоотношения в семье как один из факторов воспитания личности ребенка.

Гипотеза исследования: характер и стиль взаимодействия в семье определяет характер воспитания личности.

Для достижения цели и проверки гипотезы в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. на основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить типичные варианты отношений родителей и детей;

2. раскрыть типы и функции семьи;

3. определить, что такое семья, какую роль она играет при воспитании детей;

4. проанализировать трудности семейного воспитания, а так же семейные взаимоотношения и их влияние на становление личности детей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования;

1) Составление социального паспорта семьи

2) Рисуночный тест " Что ты думаешь о своей семье?" (Злата Королева)

3) Кинетический рисунок семьи

4) Анкета для родителей (Н. Дереклеева)

5) Тест определения основных черт личности Л.А. Ясюковой (модификация теста Кеттела).

База исследования: МОУ СОШ №34 города Братска, 4 класс "А".

Данная тема актуальна тем, что в современной семье возникает все больше проблем, которые обусловлены экономическим, социальным и культурным положением в стране и семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И никакой другой социальный институт не сможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать это семья.

Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажется искаженным, что в свою очередь, может иметь неблагоприятное воздействие на личность ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ психолого-педагогической литературы способствовал установлению связи между отношениями в семье и воспитании личности ребенка, а анализ проведенных методик практической части должен установить зависимость воспитания личности ребенка от специфики взаимодействия в семье.

Похожие публикации:

Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе. Высокий уровень адаптации. Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваив ...

Психолого-педагогические особенности восприятия темы «Комплексные числа» в старших классах
Помимо общих целей обучения перед учителем математики стоят другие, специфические цели, определяемые особенностями педагогической науки. А конкретнее – формирование и развитие математического, логического, абстрактного мышления, формирование математической и общей культуры учащихся. Говоря конкретн ...

Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих способностей детей
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой ли ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru