Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Трудности семейного воспитания

Трудности семейного воспитания

Великая, ничем не заменимая сила семейного воспитания есть любовь родителей к детям. При уходе за детьми, при их выращивании, при заботах об их правильном умственном и нравственном развитии требуется так много хлопот, внимательности и отчасти пожертвования личными интересами и удобствами, что их может дать только родительская любовь. Располагая значительными материальными, средствами мы можем создать для ребенка прекрасную гигиеническую обстановку, можем окружить его тщательным внимательным уходом, но не в состоянии искусством заменить всецело то, что дает естественная родительская любовь. А она создает для ребенка не только внешнюю, соответствующую требованиям возраста среду, но и необходимую для правильного развития ребенка нравственную атмосферу.

Ребенок расцветет только среди любви, ему нужен не только внимательный, но и любящий глаз; он требует не только тщательного ухода, но и постоянной сочувствующей улыбки, нежного поощрения и одобрения симпатического интереса к своей маленькой личности, ее запросам и нуждам. Вне этой нравственной атмосферы любви и симпатии дитя не может развиваться правильно в психическом отношении; ему будет недоставать существенно-необходимого, ему будет холодно среди наемных лиц, может быть и внимательных, но равнодушных, не согретых любовью.

Родительская любовь, представляя в семейном воспитании ничем не заменимую силу, есть в тоже время и источник слабости. Она побуждает родителей слишком легко уступать всем желаниям детей, делает их капризными и избалованными, не знающими и не желающими знать, что другие люди имеют свои права и совершенно законные интересы. Малый возраст детей, их полная беспомощность естественно возбуждает у взрослого чувство жалости к детям, возможную снисходительность: как-то грустно отказывать в чем-либо таким маленьким существам, мир желаний которых, собственно, чрезвычайно ограничен и тесен. Коли же к этим чувствам, свойственным взрослым вообще по отношению к детям, прибавляется и еще родительская любовь, то сразу до высоких градусов поднимается, из жалости к детям, и снисходительность, и желание доставить им удовольствие. То понятно, что ко всем детским заявлениям начинают относиться слишком внимательно, придают значение тому, что принимать всерьез совсем бы не следовало, исполняя детские капризы, как самоважнейшие нужды. У родителей бедных, не располагающих средствами, отсутствие средств для удовлетворения прихотей детей накладывают узду на родительскую слабость к детям, ставит предел детскому эгоизму и требовательности. Родители с грустью, с сердечным сокрушением, но бывают вынуждены отказывать детям и таким образом волей - неволей приучать их к обузданию и сдерживанию и в своих желаниях и требованиях. Если же родители богаты, располагают обширными материальными средствами, то они избаловывают своих детей вконец, потакают всем их прихотям, утверждают их в несчастной мысли, что всякое их желание, самое мимолетное, сумасбродное и нелепое, непременно, во что бы то ни стало, должно быть исполнено, что весь мир обязан им служить и повиноваться.

От такой родительской любви нужны лекарства, нужна оборона, нужно вести родительскую любовь в надлежащие границы, чтобы она не вредила ребенку. А где взять надлежащую мерку для измерения родительской любви, для определения, когда она переходит через край и когда остается в должных рамках? Начало, просветляющее родительскую любовь, осмысливающее ее действия, дающее ей возможность развернуться в полном блеске и силе, заключается в знании. Родительская любовь и знание - два равно важные основания правильного и благотворного семейного воспитания.

Похожие публикации:

Педагогические правила введения детей в условиях общественного воспитания
В период адаптации детей методисты и воспитатели свою работу должны организовать, опираясь на следующие педагогические правила: необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете и сне; необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно; необходимо единство и постоянств ...

Исторический обзор изучения комплексных чисел в советской и российской общеобразовательной школе: программы, учебники
Рассмотрим программы средней школы по математике, учитывая объем и содержание темы «Комплексные числа» в различные периоды развития советской и российской школы. Выделим несколько этапов: I этап: 1917 – 1932г.г. II этап: 1933 – 1965г.г. III этап: 1965 – 1967г.г. IV этап: 1968 г. – по настоящее врем ...

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru