Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Трудности семейного воспитания

Трудности семейного воспитания

Великая, ничем не заменимая сила семейного воспитания есть любовь родителей к детям. При уходе за детьми, при их выращивании, при заботах об их правильном умственном и нравственном развитии требуется так много хлопот, внимательности и отчасти пожертвования личными интересами и удобствами, что их может дать только родительская любовь. Располагая значительными материальными, средствами мы можем создать для ребенка прекрасную гигиеническую обстановку, можем окружить его тщательным внимательным уходом, но не в состоянии искусством заменить всецело то, что дает естественная родительская любовь. А она создает для ребенка не только внешнюю, соответствующую требованиям возраста среду, но и необходимую для правильного развития ребенка нравственную атмосферу.

Ребенок расцветет только среди любви, ему нужен не только внимательный, но и любящий глаз; он требует не только тщательного ухода, но и постоянной сочувствующей улыбки, нежного поощрения и одобрения симпатического интереса к своей маленькой личности, ее запросам и нуждам. Вне этой нравственной атмосферы любви и симпатии дитя не может развиваться правильно в психическом отношении; ему будет недоставать существенно-необходимого, ему будет холодно среди наемных лиц, может быть и внимательных, но равнодушных, не согретых любовью.

Родительская любовь, представляя в семейном воспитании ничем не заменимую силу, есть в тоже время и источник слабости. Она побуждает родителей слишком легко уступать всем желаниям детей, делает их капризными и избалованными, не знающими и не желающими знать, что другие люди имеют свои права и совершенно законные интересы. Малый возраст детей, их полная беспомощность естественно возбуждает у взрослого чувство жалости к детям, возможную снисходительность: как-то грустно отказывать в чем-либо таким маленьким существам, мир желаний которых, собственно, чрезвычайно ограничен и тесен. Коли же к этим чувствам, свойственным взрослым вообще по отношению к детям, прибавляется и еще родительская любовь, то сразу до высоких градусов поднимается, из жалости к детям, и снисходительность, и желание доставить им удовольствие. То понятно, что ко всем детским заявлениям начинают относиться слишком внимательно, придают значение тому, что принимать всерьез совсем бы не следовало, исполняя детские капризы, как самоважнейшие нужды. У родителей бедных, не располагающих средствами, отсутствие средств для удовлетворения прихотей детей накладывают узду на родительскую слабость к детям, ставит предел детскому эгоизму и требовательности. Родители с грустью, с сердечным сокрушением, но бывают вынуждены отказывать детям и таким образом волей - неволей приучать их к обузданию и сдерживанию и в своих желаниях и требованиях. Если же родители богаты, располагают обширными материальными средствами, то они избаловывают своих детей вконец, потакают всем их прихотям, утверждают их в несчастной мысли, что всякое их желание, самое мимолетное, сумасбродное и нелепое, непременно, во что бы то ни стало, должно быть исполнено, что весь мир обязан им служить и повиноваться.

От такой родительской любви нужны лекарства, нужна оборона, нужно вести родительскую любовь в надлежащие границы, чтобы она не вредила ребенку. А где взять надлежащую мерку для измерения родительской любви, для определения, когда она переходит через край и когда остается в должных рамках? Начало, просветляющее родительскую любовь, осмысливающее ее действия, дающее ей возможность развернуться в полном блеске и силе, заключается в знании. Родительская любовь и знание - два равно важные основания правильного и благотворного семейного воспитания.

Похожие публикации:

Педагогическое общение в конфликтной ситуации
Вопросы педагогической конфликтологии относятся к слабо разработанным в отечественной теории. На протяжении десятилетий они рассматривались, как правило, в связи с рекомендациями о применении системы мер наказаний. В последние годы появился ряд исследований, посвященных психологическим аспектам кон ...

Формирование графических навыков в процессе рисования
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой. В детском изобразит ...

Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость». В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей р ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru