Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Диагностика уровня развития личности детей

Диагностика уровня развития личности детей

Страница 1

Вторая часть моей практической работы направлена на выявление уровня развития личностных качеств у детей младшего школьного возраста. В данной части работы я определила следующую задачу: выявление степени развития типичных черт личности.

Практическая работа выполнялась с помощью модифицированного варианта личностного опросника Кеттела, автором которого являлась Л.А. Ясюкова. В отличие от "классического" опросника Кеттела, модифицированный вариант содержит не стандартные 120 вопросов, а 60 (П. Г). Исследователи утверждают, что использование полного перечня вопросов (120), может снижать достоверность результатов обследования, т.к. у детей младшего школьного возраста еще не развита саморефлексия. Им трудно отвечать на вопросы, потому что они сами не знают, как они себя ведут, и что им больше нравится, их мнения и предпочтения могут быстро меняться, поведение еще во многом ситуативно, а личные качества неустойчивы. Дети не выдерживают, если им предлагается полный вариант, состоящий из 120 пар суждений.

Так же, "классический" детский вариант опросника не содержит вопросов на "ложь", по которым можно было бы оценить степень достоверности ответов. Поэтому исследователями была введена шкала (Q5, позволяющая оценить способность ребенка адекватно оценивать свое поведение, так называемая шкала "лжи". Если ребенок набирает 4 - 5 баллов по этой шкале, то следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Однако этим ее функции не ограничиваются. Она дает надежные сведения о степени развития у ребенка саморефлексии, самокритичности, способности адекватно воспринимать себя и оценивать свои поступки.

Обработка теста происходит стандартным образом, посредством наложения ключа и подсчета баллов по каждому из оцениваемых личностных качеств. За каждое совпадение с ключом присуждается 1 балл. Далее подсчитываются суммы по каждому из 12-ти факторов. Часть показателей рассчитывается не основе нескольких факторов. В этом случае выделяется ведущий фактор (он стоит первым) и второстепенные. Зона выбирается по основному фактору и корректируется (на одну позицию) в том случае, если наблюдается явное несоответствие по значениям второстепенных факторов. Обычно это касается крайних (2 и 5) зон. Их всегда надо выбирать с осторожностью, проверяя, исходя из выраженности "второстепенных" свойств, действительно ли имеет место "крайнее" поведение. Зона патологии ни по одной из характеристик не выделяется.

Л.А. Ясюкова выделяет личностные особенности, влияющие на обучение:

1) Потребность в общении (фактор А)

2) Эмоциональность (фактор С)

3) Активность (фактор D, Н, Q4)

4) Независимость (фактор Е)

5) Активность в общении (факторы Н, Р)

6) Исполнительность (фактор G)

7) Тревожность (факторы О, Н, F)

8) Волевой самоконтроль (фактор Qз)

9) Психическое напряжение (фактор Q4)

10) Самокритичность (факторQ5) (данные качества оцениваются по таблице, представленной в приложении 4).

Детям дается следующая инструкция: "Теперь вы будете высказывать свое собственное мнение о себе, о том, что вам нравится, но не совсем свободно. Я вам буду говорить 2 варианта, они будут разделены союзом "или" (показать на доске). Вам надо будет выбрать и отметить крестиком тот, который соответствует вашему мнению о себе, как вы чаще себя ведете, что вам больше нравится. Нужно обязательно какой-то ответ выбрать, нельзя поставить 2 крестика сразу и нельзя пропустить. Сейчас все вместе начнем работать, и станет понятно, как надо отвечать (зачитать суждения под №1, показывая на доске на соответствующие клеточки первой строчки ответного бланка). К тебе хорошо относятся почти все ребята или только некоторые? Если все относятся хорошо, то ставите крестик здесь (показывать на левый квадратик первой строчки ответной таблицы). Если только некоторые ребята относятся хорошо, то ставите крестик здесь (поставить крестик в правый квадратик первой строчки ответной таблицы)".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Лингвистические аспекты методики обучения грамоте учащихся коррекционной школы
Следует заметить, что процесс обучения грамоте учитывает не только психологические особенности тех, кто начинает осваивать письменную речь, но и специфику самой речи и, в частности, ее письменность. Иными словами, обучение грамоте может быть успешным в том случае, если методика принимает также во в ...

Функции ролевых игр
Игро­вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Да­выдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства во ...

Теоретические основы алгоритмизации на уроке информатики в школе
Понятие "Алгоритм" занимает одно из центральных мест в современной науке. Под алгоритмом понимают строгую и четкую систему правил, которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и после конечного числа шагов приводит к достижению поставленной цели. Появление алгор ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru