Технология кластери предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Учебный материал в этой ситуации усваивается через органы приема информации. Причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит практический характер. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - все эти моменты способствуют активизации учебной деятельности, формируют интерес к предмету, улучшают взаимоотношения внутри коллектива. Такие приёмы и методы позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. При таком режиме работы слабый ученик может стать первым, проявляя находчивость и сообразительность. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - все это дает возможность преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах. Учителю необходимо заметить малейшие успехи и достижения каждого ученика и оценить их по достоинству. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы, и выражается в высоком качестве знаний.
Целью любого педагогического опыта является хорошее качество знаний учащихся по географии, развитее творческих способностей каждого из учащихся, оптимизация учебного процесса.
Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития - эпохой информатизации и глобализации. Возрастающий быстрыми темпами объём информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений проникают во все сферы деятельности, в том числе в географическую науку. Жизненные ориентиры предопределяют её развитие, масштабность и тщательность географических исследований, своевременность использования данных, особенно в решении современных глобальных проблем.
Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий.
В курсе изучения "Географии материков и океанов" необходимо вводить элементы новых педагогических технологий, т. к учебный материал позволяет сделать обучение наиболее увлекательным. От введения новых педтехнологий в учебный процесс повышается качество знаний, а это является одним из приоритетных и значимых моментов в обучении.
Первоначальным, подготовительным этапом в любой работе учителя является правильно подобранные вопросы. Скоординировать дальнейшую деятельность учащихся, возможно отталкиваясь от проблемных вопросов, побуждающих учеников к дальнейшей деятельности. Например, при составлении кластера на уроках географии важно не упускать работу с географической картой. Большое значение в изучении географии имеет организация предметно-практической деятельности учащихся по формированию отдельных умений работы с географической картой. Для того чтобы процесс изучения карты был более увлекательным, можно соединить эту работу с составлением кластера. Для определения взаиморасположения материков можно задать устные вопросы, а ученики одновременно могут ответы формировать и письменно отображать на учебном кластере. Например, серия вопросов:
1. Материк, омываемый водами только Индийского и Тихого океанов.
2. Океан, не омывающий Антарктиду.
3. Самый большой материк.
4. Океан, который омывает Австралию с запада.
5. Материк, который был открыт последним.
6. Материк, пересекаемый экватором в северной части.
7. Материк, расположенный во всех четырёх полушариях.
8. Океан, омывающий Африку с востока.
9. Материк, в составе которого две части света.
10. Океан, омывающий Северную Америку с востока. При знакомстве с градусной сетью карты можно предложить следующую серию вопросов, отвечая на которые учащиеся сами определяют свойства меридианов и параллелей:
Воспитание ловкости
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстр ...
Подготовка учащихся к изучению нового материала
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока. Для активизации познавательной деятельности учащихся учитель задает вопросы, которые подготавливают их к восприятию нового материала. Какие Вы знаете пороки древесины? (сучковатость, косослой, трещины, смоляные кармашки, червоточина) Какие Вы знаете виды ...
Семейные взаимоотношения
и их влияние на становление личности детей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.