Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.
Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у школьников при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель.
Амплитуда колебаний тела при естественном удобном стоянии на горизонтальной поверхности уменьшается у детей до 12 лет; с 8 до 10 и с 11 до 12 лет это уменьшение является достоверным, и только с 12 лет изменения в величине смещения общего центра тяжести (ОЦТ) статистически не достоверны.
Несмотря на то, что ребенок начинает ходить в конце первого или начале второго года жизни, совершенствование способности правильно ориентироваться в пространстве продолжается еще многие годы и лишь в 12-летнем возрасте достигает показателей, близких к показателям взрослых. С 7 до 12 лет это улучшение является статистически достоверным. Ходьба достигает наибольшей прямолинейности у 13-летних школьников.
Наибольшее интенсивное развитие функции динамического равновесия происходит у детей 7—10 лет. Так, до 10 лет в среднем за год величина отклонений от прямой уменьшается на 10,2 см, а после 10 лет — на 3,7 см.
Точность метания в вертикальную цель также значительно повышается с возрастом. У мальчиков она достигает наибольшей величины в 14—15 лет, у девочек — в 13 лет.
Помимо исследований пространственной точности при выполнении некоторых основных движений (в ходьбе, прыжках, метании), в литературе имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки у школьников при элементарных движениях рук. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем школьном возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23—30%, а в старшем — 15—21% исходной величины.
Изучению возрастного развития физических способностей школьников посвящены многие исследования зарубежных авторов. Отмечаются некоторые закономерности развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости у детей и подростков.
Результаты теоретического анализа позволяют сделать вывод о том, что в среднем и ставшем школьном возрасте (с 13—14 до 16—17 лет), в период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической способности.
В воспитании быстроты необходимо увеличить количество средств, направленных на совершенствование латентного периода в среднем школьном возрасте 10—12 лет. В возрасте 10—13 лет эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты — скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения в возрасте 9—12 лет.
Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в возрасте от 12—13 до 14—15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.
Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается юношеская возрастная группа 15—17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости.
Что касается воспитания гибкости, то здесь необходимо отметить, что средства воздействия должны распределяться дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибании у мальчиков наиболее эффективный возраст 7—14 лет, а при сгибании — 7—10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7—12 и 14 лет.
Народные игры с точки зрения этнопедагогики
Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду. Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов Росс ...
Внеклассная
работа по физическому воспитанию
Система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию учащихся должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. Однако ее возможности в этом отношении гораздо шире. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выд ...
Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на предста ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.