Педагогика » Диагностика учащихся на уроках русского языка и литературного чтения » Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: общие подходы

Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: общие подходы

Страница 1

Как известно, школьная диагностика решает следующие задачи:

анализирует процесс и результаты развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций);

анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приёмов мышления, владение способами творческой деятельности);

анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения).

Пересмотр традиционных методов контроля вызван набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса.

При авторитарном воспитании объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, в новых же условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат, а именно:

а) устанавливается соответствие достижений ребёнка обязательным требованиям к результатам обучения;

б) учитель анализирует свой труд, его результаты и эффективность (почему не удалось научить, что не учёл, как скорректировать процесс обучения).

Заинтересованным в общих успехах учителю и ученику нужны данные о том, почему не достигнуты или не полностью достигнуты запланированные показатели.

Если контрольная работа показывает конечные результаты, то диагностика исследует результаты вместе с процессом.

Например: Ученик получает за контрольную работу отличную оценку. Но диагностика показала, что эта оценка — результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированной умственной деятельности.

Таким образом, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений. Она включает задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребёнок, с какими трудностями он сталкивается при овладении теми или иными учебными действиями. В диагностике используются различные методы и методики. Наряду с традиционными методами проверки, оценки, учёта знаний и умений, используются тестирование обученности и воспитанности, исследование потенциальных возможностей учеников (обучаемость), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.

В личностно ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов.

Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. И на этой основе учитель сможет более эффективно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка. Важно зафиксировать:

какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения;

как изменяется его понимание учебных требований;

в какой помощи учителя он нуждается.

Основные принципы диагностирования:

1) Принцип систематичности

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением
Итак, какие методы и приемы должен применять учитель на своем уроке, чтобы активизировать воображение младших школьников при работе над художественным произведением, при этом повысить качество восприятия художественного произведения? Изображаются ли в методике новые приемы и методы? Нет. Вообще во ...

Нетрадиционные виды урока
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Её нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теорет ...

Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru