Как известно, школьная диагностика решает следующие задачи:
анализирует процесс и результаты развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций);
анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приёмов мышления, владение способами творческой деятельности);
анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения).
Пересмотр традиционных методов контроля вызван набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса.
При авторитарном воспитании объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, в новых же условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат, а именно:
а) устанавливается соответствие достижений ребёнка обязательным требованиям к результатам обучения;
б) учитель анализирует свой труд, его результаты и эффективность (почему не удалось научить, что не учёл, как скорректировать процесс обучения).
Заинтересованным в общих успехах учителю и ученику нужны данные о том, почему не достигнуты или не полностью достигнуты запланированные показатели.
Если контрольная работа показывает конечные результаты, то диагностика исследует результаты вместе с процессом.
Например: Ученик получает за контрольную работу отличную оценку. Но диагностика показала, что эта оценка — результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированной умственной деятельности.
Таким образом, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений. Она включает задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребёнок, с какими трудностями он сталкивается при овладении теми или иными учебными действиями. В диагностике используются различные методы и методики. Наряду с традиционными методами проверки, оценки, учёта знаний и умений, используются тестирование обученности и воспитанности, исследование потенциальных возможностей учеников (обучаемость), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.
В личностно ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов.
Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. И на этой основе учитель сможет более эффективно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.
Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка. Важно зафиксировать:
какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения;
как изменяется его понимание учебных требований;
в какой помощи учителя он нуждается.
Основные принципы диагностирования:
1) Принцип систематичности
Применение разработанного электронного портфолио в
практической деятельности учителя
В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. На основании этого я решил провести работу по созданию своего электронного портфолио и применить его в практической деятельности учителя. Рассмотрев подходы Камзеевой Е.Е., Калмыковой И.Р. к созданию электронного портфолио ...
Методика преподавания Городецкой росписи
Методика преподавания Городецкой росписи строится по краткосрочной модифицированной программе "Искусство росписи по дереву» (Городецкая роспись), которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста на уроках росписи по дереву для учреждений дополни ...
Развернутые сценарии уроков по аппликационным работам с природным
материалом
Урок №1 Раздел программы: Художественная обработка материалов Тема: Приемы приклеивания деталей без разметки Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: Научить детей работать с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Р ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.