Педагогика » Анализ методики обучения изобразительному искусству дошкольников с тяжелыми нарушениями речи » Формирование графических навыков в процессе рисования

Формирование графических навыков в процессе рисования

Страница 3

Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, определенного темпа (быстроты). Так, рисование округлых форм способствует отработке плавности движения, его слитности. Рисование округлых предметов не следует проводить в слишком замедленном темпе, так как в этом случае труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок.

Рисование прямых линий также требует плавности, неотрывности, так как линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Линия, нарисованная с отрывом карандаша (кисти) от бумаги, выглядит «лохматой», неровной.

Исходя из задач изображения эти качества движений следует начинать отрабатывать с 4-х лет и продолжать в течение всего периода обучения детей рисованию. Указанные в программе задачи изображения могут быть решены лишь при условии формирования навыков и умений, определяющих передачу в рисунке формы предметов, их пропорций.

На четвертом году жизни начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура. При отсутствии целенаправленного формирования умения изменять направление движения под углом дети не могут нарисовать предмет прямоугольной формы. Они не делают остановки на углах, чтобы сразу изменить направление движения, а продолжают его, постепенно скругляя углы. Иногда получается 1-2 угла, если дети смогли остановить движение и продолжать его снова, изменив направление. Но остановка на углах и резкий поворот движения, очевидно, случайны, так как дети не могут осознанно повторить их при рисовании всей формы: все последующие углы скругляются, и получается неправильная округлая формата не прямоугольная. Это свидетельствует о том, что дети не могут еще достаточно произвольно управлять своими движениями. Они делают, как получится. Очевидно, здесь отрицательно сказывается ранее отработанный двигательный навык слитного безостановочного движения (рисование округлых форм), который мешает формированию нового. Перестройка характера движения происходит не сразу: требуется некоторое время, пока дети усвоят новое.

Учитывая сложность формообразующего движения, требующего координации движения руки и зрительного контроля, целесообразно вначале обучать детей способу раздельного рисования сторон прямоугольной формы, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом, например: «Сторона, остановились; еще сторона, остановились .» и т.д.

Навык удержания направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до школы.

Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений).

Все эти движения и двигательные навыки уже начали складываться при изображении предметов; с появлением в программе требования закрашивать рисунки (на 4 году) названные выше навыки, постепенно отрабатываясь, включаются в это умение.

С введением закрашивания возникает задача сразу формировать дифференцированные движения при работе с карандашом и кистью, учитывая различие этих инструментов и различное положение руки при рисовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
Современная социально педагогическая ситуация характеризуется реформированием всей системы образования, радикальным поворотом к её гуманизации и демократизации. Обращение к личностно – ориентированной педагогике характеризует общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация педагоги ...

Разработка и реализация программы, направленной на развитие творческих способностей учащихся в учебном процессе УНПО
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача достижения современного качества образования через актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, ориентацию учреждений среднего специ ...

Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно - коммуникационных технологий
В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют "живое слово". Поэтому широкие возможности, которы ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru