Рассказав сказку, мать заметила, что Санкай загрустил, стал пропадать в тайге, искал паучка.
- Мой сын! Я тебе рассказала сказку. Но если ты возьмешь из моих длинных кос несколько волосков и протянешь по еловой доске, ты услышишь чудесные звуки, ты услышишь песню паучка.
Вскоре люди узнали о чуде – чатхане и певце. Они стали приходить из дальних и ближних аалов к юрте Тардан и просили:
- Санкай, выходи к нам с чатханом!
Вышел Санкай к людям и запел. И люди услышали удивительно нежные звуки чатхана. Волосы матери стали золотыми струнами. Сердце Санкая переполнилось радостью от того, что его песни нравятся народу. Люди стали толпами приходить к юрте Тардан. После, ночью, мечтали и вздыхали о другой, светлой жизни. Девушки подолгу не могли уснуть, нравился им красивый, смелый Санкай!
Время шло… Санкай постарел. Давно не стало матери Тардан… Но песни отца подхватили сыновья, а потом их стали петь внуки Санкая…
И по сей день на земле хакасской народа с любовью слушает чарующие звуки чатхана.
Далее – педагог задает вопросы ребятам о том, понравилась ди сказка.
- А теперь, дорогие ребята, прослушайте запись игры на чатхане и представьте картины, которыми можно описать это звучание. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и вслушайтесь в чарующие звуки чатхана.
Прослушивание аудиозаписи.
- Что вы представили во время прослушивания мелодии чатхана? Дети отвечают: (Шум тайги, звон ручейков, топот копыт лошадей, пение птиц).
Богатство духовного мира хакасов отразилось в устном народном творчестве. Наиболее распространенным и почитаемым жанром фольклора являются богатырские сказания, которые имеют сказочный стиль и, вместе с тем, сохраняют архаичность языка. Их исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов в течение длинных зимних ночей. Некоторые сказания были настолько большими, что затягивались на несколько недель. Если сказитель спутает слова или не закончит исполнение, то существовало поверье о том, что век его укоротится. Смысл этого обычая заключался в заботе о сохранении своего наследия. Многие хакасские сказки и легенды заканчиваются словами: “В народе говорят…” и та или иная пословица, которая раскрывает смысл сказки.
В пословицах и поговорках хакасского народа отразилось философское видение мира, жизни, взаимоотношения между людьми.
Я вам подготовила пословицы. Давайте постараемся к этим пословицам подобрать похожие по смыслу русские пословицы.
Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный человек подобен темной ночи (хакасская). Ученье – свет, а не ученье – тьма (русская).
Работа, сделанная вовремя, полезной бывает. Делу время – потехе час.
Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут.
- Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали? А в вашей душе сегодня зазвучала Хакасия? Можно ли сказать, что мудрые слова сказителей проникают в души слушателей?
- А теперь закончим урок ритуалом, который дошел до нас из глубины веков. Дерево у хакасского народа это святое понятие. Хакасский народ совершает обряд Благодарения Березе. В День Земли они просят у богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к березе разноцветные лоскутки. Я вам предлагаю поучаствовать в ритуале, загадать желание и повязать ленточки («чалама») на священную березу. Для того чтобы все ваши желания исполнились, необходимо произнести заклинание хором.
- Повторяйте все вместе: - Улуг мананыс ползын (3 раза). Это вы пожелали всем и друг другу успеха в исполнении желания.
Детям выдаются заранее приготовленные ленточки разных цветов.
Дети повязывают ленточки на веточки дерева. Звучит музыка.
На констатирующем этапе исследования детям были заданы следующие вопросы: фамилия, имя, возраст, пол; национальность родителей; с какими национальными праздниками и обычаями, традициями ты встречался; какие сказки, герои сказок тебе знакомы?
Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных
упражнений
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, ...
Применение разработанного электронного портфолио в
практической деятельности учителя
В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. На основании этого я решил провести работу по созданию своего электронного портфолио и применить его в практической деятельности учителя. Рассмотрев подходы Камзеевой Е.Е., Калмыковой И.Р. к созданию электронного портфолио ...
Характеристика детских музыкальных инструментов. Треугольник
Этим геометрическим термином называется музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.