Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений » Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ

Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ

Страница 2

Рассказав сказку, мать заметила, что Санкай загрустил, стал пропадать в тайге, искал паучка.

- Мой сын! Я тебе рассказала сказку. Но если ты возьмешь из моих длинных кос несколько волосков и протянешь по еловой доске, ты услышишь чудесные звуки, ты услышишь песню паучка.

Вскоре люди узнали о чуде – чатхане и певце. Они стали приходить из дальних и ближних аалов к юрте Тардан и просили:

- Санкай, выходи к нам с чатханом!

Вышел Санкай к людям и запел. И люди услышали удивительно нежные звуки чатхана. Волосы матери стали золотыми струнами. Сердце Санкая переполнилось радостью от того, что его песни нравятся народу. Люди стали толпами приходить к юрте Тардан. После, ночью, мечтали и вздыхали о другой, светлой жизни. Девушки подолгу не могли уснуть, нравился им красивый, смелый Санкай!

Время шло… Санкай постарел. Давно не стало матери Тардан… Но песни отца подхватили сыновья, а потом их стали петь внуки Санкая…

И по сей день на земле хакасской народа с любовью слушает чарующие звуки чатхана.

Далее – педагог задает вопросы ребятам о том, понравилась ди сказка.

- А теперь, дорогие ребята, прослушайте запись игры на чатхане и представьте картины, которыми можно описать это звучание. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и вслушайтесь в чарующие звуки чатхана.

Прослушивание аудиозаписи.

- Что вы представили во время прослушивания мелодии чатхана? Дети отвечают: (Шум тайги, звон ручейков, топот копыт лошадей, пение птиц).

Богатство духовного мира хакасов отразилось в устном народном творчестве. Наиболее распространенным и почитаемым жанром фольклора являются богатырские сказания, которые имеют сказочный стиль и, вместе с тем, сохраняют архаичность языка. Их исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов в течение длинных зимних ночей. Некоторые сказания были настолько большими, что затягивались на несколько недель. Если сказитель спутает слова или не закончит исполнение, то существовало поверье о том, что век его укоротится. Смысл этого обычая заключался в заботе о сохранении своего наследия. Многие хакасские сказки и легенды заканчиваются словами: “В народе говорят…” и та или иная пословица, которая раскрывает смысл сказки.

В пословицах и поговорках хакасского народа отразилось философское видение мира, жизни, взаимоотношения между людьми.

Я вам подготовила пословицы. Давайте постараемся к этим пословицам подобрать похожие по смыслу русские пословицы.

Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный человек подобен темной ночи (хакасская). Ученье – свет, а не ученье – тьма (русская).

Работа, сделанная вовремя, полезной бывает. Делу время – потехе час.

Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут.

- Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали? А в вашей душе сегодня зазвучала Хакасия? Можно ли сказать, что мудрые слова сказителей проникают в души слушателей?

- А теперь закончим урок ритуалом, который дошел до нас из глубины веков. Дерево у хакасского народа это святое понятие. Хакасский народ совершает обряд Благодарения Березе. В День Земли они просят у богов урожая, благополучия, здоровья и привязывают к березе разноцветные лоскутки. Я вам предлагаю поучаствовать в ритуале, загадать желание и повязать ленточки («чалама») на священную березу. Для того чтобы все ваши желания исполнились, необходимо произнести заклинание хором.

- Повторяйте все вместе: - Улуг мананыс ползын (3 раза). Это вы пожелали всем и друг другу успеха в исполнении желания.

Детям выдаются заранее приготовленные ленточки разных цветов.

Дети повязывают ленточки на веточки дерева. Звучит музыка.

На констатирующем этапе исследования детям были заданы следующие вопросы: фамилия, имя, возраст, пол; национальность родителей; с какими национальными праздниками и обычаями, традициями ты встречался; какие сказки, герои сказок тебе знакомы?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, ...

Применение разработанного электронного портфолио в практической деятельности учителя
В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. На основании этого я решил провести работу по созданию своего электронного портфолио и применить его в практической деятельности учителя. Рассмотрев подходы Камзеевой Е.Е., Калмыковой И.Р. к созданию электронного портфолио ...

Характеристика детских музыкальных инструментов. Треугольник
Этим геометрическим термином называется музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru