В настоящий период современная семья, как и другие воспитательные учреждения, переживает нелегкие времена, испытывая кризис в связи с глубокими политическими и социально- экономическими преобразованиями в нашей стране.
Просчеты в воспитании детей получаются от нерешительности и растерянности родителей и оттого, что они попадают в стрессовые ситуации, оттого, что их преследуют беды социальной неустроенности, конформизм и пресловутая авторитарность. Ратуя за человечность воспитания, нельзя упускать из виду проблему гражданственности, которая в настоящее время особенно проявляется в интересе родителей к таким сложным явлениям, как политика и война, национальные распри и общественная активность семей, социальных общностей, регионов, рынок и экологические народные беды.
В настоящее время, в связи с переходом на личностно - ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным, потому что успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и школы
Анализ современного состояния воспитания в семье и в других социальных институтах (ДОУ, школа) показывает, что педагогический опыт народа, его средства, формы и методы в недостаточной мере являются предметом пристального внимания исследователей при воспитании личности ребенка. Вместе с тем, отечественными учеными-педагогами (Г.Н. Волков, Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, М.Н. Кузьмин, О.Д. Мукаева, С.Д. Намсараев и др.) раскрыты и показаны педагогические функции, роль и значение разных жанров устного народного творчества в образовательном процессе школы, дошкольных учреждениях, высшей школе. Так, Г.Н. Волков разработал теоретико-методологические основы этнопедагогики как педагогики народа, народного опыта воспитания в семье, роду и племени.
Им показаны пути совершенствования национальной системы воспитания в общеобразовательных учреждениях, раскрыты сущностные признаки национальных (народных) традиций воспитания, факторов народного воспитания. Среди них особое место уделено родному языку, как ведущему фактору, обеспечивающему успешное семейное воспитание детей.
В педагогической литературе проблемы этнокультурного воспитания чаще всего рассматриваются в плане исследований целей и задач музыкального образования, в качестве составляющего элемента воспитательно-образовательного процесса, нравственного, патриотического воспитания, элемента развития творческого потенциала личности. Так, в в своей концепции, Г.И. Батурина выделила межпредметные связи не только на уровне знаний, но и на уровне видов деятельности, обосновывая свою точку зрения тем, что в процессе обучения объектами усвоения выступают не только знания, но и приемы, способы деятельности, поскольку в структуру учебно-познавательной деятельности входит не только содержательная, но и операционная сторона (система действий, направленная на решение тех или иных задач).
Известный ученый в области педагогики Т.Ф. Кузина рассматривала в своих публикациях именно типичные проблемные ситуациях, возникающих в учебно-воспитательном процессе детского сада и начальной школы. Она говорила о том, что именно решение этих ситуаций уже в младшем возрасте требует определенных знаний в области исторически сложившихся у разных народов традиций, для правильного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Большой вклад в теорию воспитания внес Кузьмин М.Н., который рассматривал на практике процессы реализации нормативных положений, определяющих статус государственных языков в России, а также придавал большое значение основам правового статуса личности.
О.Д. Мукаева разработала методику исторического подхода, как одного из основных инструментов этнопедаогики. Она считала, что методологией в этнопедагогике должны считаться исторические аспекты.
С.Д. Намсараев внес свой вклад, разработав муниципальные модели управления образовательными системами, в том числе, считая, что именно организационно-педагогические условия способствуют развитию образовательного процесса.
Однако, нельзя не заметить, что несмотря на весомый вклад каждого ученого, существуют определенные недостатки в области этнопедагогики.
Так, к примеру, очевидно, что сейчас существует, как и всегда, такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов.
В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осознание ценности и неповторимости каждой из них.
Соответственно, сейчас перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Важно, чтобы учитель при этом выступал в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но, однако, не отказываясь от собственной позиции.
Другим примером недоработки в плане педагогического воспитания, и воспитания этнопедагогического, является пример взрослого. Родителя. Не прививая любви к культуре народа, не доводя до детей истинную культурную ценность таких форм, как сказки, сказания (особенно старинные), пословицы и пр., невозможно взрастить культурного гражданина. А данное прививается с молоком матери, ее песнями, рассказанными сказками на ночь.
Актуальность данной работы обеспечивается тем, что современная семья, как и другие воспитательные учреждения переживает нелегкие времена, испытывая кризис в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в нашей стране.
Пословицы и поговорки начали использоваться в процессе воспитания детей очень давно, и сейчас их использование для развития культурного компонента помогает детям овладеть не только культурным аспектом, но и важнейшим видом культуры – этнокультурных представлений.
Цель исследования: изучить, обосновать педагогический потенциал хакасских пословиц и поговорок как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений.
Объект исследования: хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное явление.
Предмет исследования: развитие этнокультурных представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хакасскими пословицами и поговорками.
Гипотеза исследования: развитие этнокультурных представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами пословиц и поговорок хакасского народа будет успешным, если:
1. включить в образовательные программы ДОУ пословицы и поговорки хакасского народа в рамках культурного компонента образовательных программ;
2. педагог использует игровые методы и приемы ознакомления детей с хакасскими пословицами и поговорками с учетом возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по обозначенной проблеме.
2. Раскрыть содержание понятий «этнокультура», «национальная культура», «этнопедагогика» и др.
3. Проанализировать педагогические функции хакасских пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества.
Методологическая основа исследования:
- Этнопедагогическая концепция Г.Н. Волкова, Б.М. Ховратович, В.И. Даль, В.Я. Пропп;
Концепция межпредметных связей Г.И. Батуриной;
Концептуальный подход Кузьмина М.Н к основам правового статуса личности;
Методика исторического подхода О.Д.Мукаевой;
Системно-деятельностный подход к воспитанию и обучению (Т.П. Щефравицкий);
Этнокультурологический подход (А.Б. Полыкин, С.Н. Федорова);
Этнопедагогическая концепция (Б.Т. Ховратович);
Муниципальные модели управления образовательными системами С.Д. Намсараева.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что систематизированы представления о педагогических функциях хакасских пословиц и поговорок.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты используются в образовательном процессе высшей школы в изучении дисциплины педагогика, этнопедагогика и др. Кроме того, воспитатели ДОУ, внедряющие НКР в образовательном процессе ДОУ могут использовать практические результаты.
База исследования: МБДОУ д/с «Радуга».
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Методы стимулирования
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые ...
Основные направления в работе специалистов с семьей
По В.В. Ткачевой это следующие направления: Гармонизация семейных взаимоотношений. Коррекция психологического состояния матери. Коррекция детско-родительских отношений. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических). Обучение матери специальным коррекционным ...
Особенности развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
Овладение грамотой – это первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, чи ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.