Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений

Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений

В настоящий период современная семья, как и другие воспитательные учреждения, переживает нелегкие времена, испытывая кризис в связи с глубокими политическими и социально- экономическими преобразованиями в нашей стране.

Просчеты в воспитании детей получаются от нерешительности и растерянности родителей и оттого, что они попадают в стрессовые ситуации, оттого, что их преследуют беды социальной неустроенности, конформизм и пресловутая авторитарность. Ратуя за человечность воспитания, нельзя упускать из виду проблему гражданственности, которая в настоящее время особенно проявляется в интересе родителей к таким сложным явлениям, как политика и война, национальные распри и общественная активность семей, социальных общностей, регионов, рынок и экологические народные беды.

В настоящее время, в связи с переходом на личностно - ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным, потому что успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и школы

Анализ современного состояния воспитания в семье и в других социальных институтах (ДОУ, школа) показывает, что педагогический опыт народа, его средства, формы и методы в недостаточной мере являются предметом пристального внимания исследователей при воспитании личности ребенка. Вместе с тем, отечественными учеными-педагогами (Г.Н. Волков, Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, М.Н. Кузьмин, О.Д. Мукаева, С.Д. Намсараев и др.) раскрыты и показаны педагогические функции, роль и значение разных жанров устного народного творчества в образовательном процессе школы, дошкольных учреждениях, высшей школе. Так, Г.Н. Волков разработал теоретико-методологические основы этнопедагогики как педагогики народа, народного опыта воспитания в семье, роду и племени.

Им показаны пути совершенствования национальной системы воспитания в общеобразовательных учреждениях, раскрыты сущностные признаки национальных (народных) традиций воспитания, факторов народного воспитания. Среди них особое место уделено родному языку, как ведущему фактору, обеспечивающему успешное семейное воспитание детей.

В педагогической литературе проблемы этнокультурного воспитания чаще всего рассматриваются в плане исследований целей и задач музыкального образования, в качестве составляющего элемента воспитательно-образовательного процесса, нравственного, патриотического воспитания, элемента развития творческого потенциала личности. Так, в в своей концепции, Г.И. Батурина выделила межпредметные связи не только на уровне знаний, но и на уровне видов деятельности, обосновывая свою точку зрения тем, что в процессе обучения объектами усвоения выступают не только знания, но и приемы, способы деятельности, поскольку в структуру учебно-познавательной деятельности входит не только содержательная, но и операционная сторона (система действий, направленная на решение тех или иных задач).

Известный ученый в области педагогики Т.Ф. Кузина рассматривала в своих публикациях именно типичные проблемные ситуациях, возникающих в учебно-воспитательном процессе детского сада и начальной школы. Она говорила о том, что именно решение этих ситуаций уже в младшем возрасте требует определенных знаний в области исторически сложившихся у разных народов традиций, для правильного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Большой вклад в теорию воспитания внес Кузьмин М.Н., который рассматривал на практике процессы реализации нормативных положений, определяющих статус государственных языков в России, а также придавал большое значение основам правового статуса личности.

О.Д. Мукаева разработала методику исторического подхода, как одного из основных инструментов этнопедаогики. Она считала, что методологией в этнопедагогике должны считаться исторические аспекты.

С.Д. Намсараев внес свой вклад, разработав муниципальные модели управления образовательными системами, в том числе, считая, что именно организационно-педагогические условия способствуют развитию образовательного процесса.

Однако, нельзя не заметить, что несмотря на весомый вклад каждого ученого, существуют определенные недостатки в области этнопедагогики.

Так, к примеру, очевидно, что сейчас существует, как и всегда, такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов.

В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осознание ценности и неповторимости каждой из них.

Соответственно, сейчас перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Важно, чтобы учитель при этом выступал в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но, однако, не отказываясь от собственной позиции.

Другим примером недоработки в плане педагогического воспитания, и воспитания этнопедагогического, является пример взрослого. Родителя. Не прививая любви к культуре народа, не доводя до детей истинную культурную ценность таких форм, как сказки, сказания (особенно старинные), пословицы и пр., невозможно взрастить культурного гражданина. А данное прививается с молоком матери, ее песнями, рассказанными сказками на ночь.

Актуальность данной работы обеспечивается тем, что современная семья, как и другие воспитательные учреждения переживает нелегкие времена, испытывая кризис в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в нашей стране.

Пословицы и поговорки начали использоваться в процессе воспитания детей очень давно, и сейчас их использование для развития культурного компонента помогает детям овладеть не только культурным аспектом, но и важнейшим видом культуры – этнокультурных представлений.

Цель исследования: изучить, обосновать педагогический потенциал хакасских пословиц и поговорок как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений.

Объект исследования: хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное явление.

Предмет исследования: развитие этнокультурных представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хакасскими пословицами и поговорками.

Гипотеза исследования: развитие этнокультурных представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами пословиц и поговорок хакасского народа будет успешным, если:

1. включить в образовательные программы ДОУ пословицы и поговорки хакасского народа в рамках культурного компонента образовательных программ;

2. педагог использует игровые методы и приемы ознакомления детей с хакасскими пословицами и поговорками с учетом возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по обозначенной проблеме.

2. Раскрыть содержание понятий «этнокультура», «национальная культура», «этнопедагогика» и др.

3. Проанализировать педагогические функции хакасских пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества.

Методологическая основа исследования:

- Этнопедагогическая концепция Г.Н. Волкова, Б.М. Ховратович, В.И. Даль, В.Я. Пропп;

Концепция межпредметных связей Г.И. Батуриной;

Концептуальный подход Кузьмина М.Н к основам правового статуса личности;

Методика исторического подхода О.Д.Мукаевой;

Системно-деятельностный подход к воспитанию и обучению (Т.П. Щефравицкий);

Этнокультурологический подход (А.Б. Полыкин, С.Н. Федорова);

Этнопедагогическая концепция (Б.Т. Ховратович);

Муниципальные модели управления образовательными системами С.Д. Намсараева.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что систематизированы представления о педагогических функциях хакасских пословиц и поговорок.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты используются в образовательном процессе высшей школы в изучении дисциплины педагогика, этнопедагогика и др. Кроме того, воспитатели ДОУ, внедряющие НКР в образовательном процессе ДОУ могут использовать практические результаты.

База исследования: МБДОУ д/с «Радуга».

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие публикации:

Исследования влияния искусства на человека
Исследуем влияние арттерапетических методик на состояния человека. Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? «Арттерапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, биб ...

Понятие и происхождение игры
Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”. Большинст ...

Первичная диагностика творческих способностей детей
Перед началом эксперимента мы провели диагностику детей на уровень творческого мышления. В диагностике участвовали психологи, педагоги школы №190 и Мастера Центра ролевых игр. В качестве диагностируемых мы взяли детей, которым предстояла ролевая игра, но подготовка к ней еще не начиналась. Дети – у ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru