Педагогика » Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста

Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Развитие коммуникативных способностей подразумевает понятие «нормативная ситуация», как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта. Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Таблица 1

Возраст

Методика

Ситуации

Аспекты

Диагностика

Выводы

Дети от 5 до 6 лет.

«Два домика» (автор Коломинский Я.Л)

В одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. Кого ребенок берет к себе в красный дом, и кого он хочет поселить в черный домик.

Коммуникация со сверстниками.

Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков, а также межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста. Статус в группе.

Дети от5 до 6 лет.

Опрос

Ребенку задается 10 наводящих вопросов на тему поступков в той или иной ситуации.

Понимание специфики ситуации.

Уровень определяется тем, как быстро ребенок способен ответить на вопрос и насколько обдуманно он это делает.

Выявление уровня развития представлений ребенка о состояниях других людей в различных ситуациях общения и взаимодействия, о способах адекватного выражения отношения к ним.

Дети от 5 до 6 лет.

Игра «Мир взрослых».

Организация ролевой игры-беседы. Дети вместе с воспитателем садятся в круг и беседуют о таинственной жизни взрослых.

Общение со старшими.

Уровень определяется путем анализа общего отношения к тому, что называется взрослая жизнь.

Выявление интересов, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми.

Целью исследования выступает диагностика коммуникативного уровня ребенка и разработке методического материала для выявления его уровня.

Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей развития данного вида способностей у ребенка.

Похожие публикации:

Психологическая характеристика причин неуспеваемости школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех подростков и старших школьников, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием ...

Психолого-педагогические особенности восприятия темы «Комплексные числа» в старших классах
Помимо общих целей обучения перед учителем математики стоят другие, специфические цели, определяемые особенностями педагогической науки. А конкретнее – формирование и развитие математического, логического, абстрактного мышления, формирование математической и общей культуры учащихся. Говоря конкретн ...

Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС второго поколения
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования – формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества социокультурной модернизации страны. Требования к результатам освоения осно ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru