Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Описание и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования

Описание и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования

Страница 5

Как прекрасна осень и как быстро угасает незабываемый осенний костер.

К окончанию опытно-экспериментальной работы мы провели повторное диагностирование. Было очень интересно узнать, насколько задания способствовали развитию литературного творчества. Результаты удовлетворили.

Обратимся к фрагментам уроков.

Тема:

Русская народная сказка «Каша из топора»

– Ребята, все вы, конечно, слышали веселую русскую сказку «Каша из топора». Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке и скажите, действительно ли солдат варит кашу из топора? (Нет, он варит кашу из настоящих продуктов).

– Для чего ему понадобился топор? (Для того, чтобы выманить у старухи продукты).

– Можно ли сказать по этой придумке, что он находчивый человек? (Да, потому что он нашел прекрасный выход из положения, в котором оказался).

– Находчивость – это черта характера человека, применительно же к привлекательному поведению употребляется слово артистизм.

– Посмотрите еще раз на солдата и скажите, можно ли назвать его поведение артистичным? (Да, он, как артист, разыгрывает, что его варево действительно вкусное. Это выражает его лицо с прикрытыми глазами: солдат переживает удовольствие).

– Давайте снова убедимся в том, что солдат действительно находчив и артистичен. Прочитаем сказку и попытаемся за его словами и поступками увидеть и почувствовать это. И еще: на доске написан вопрос (открывается запись: В сказке солдат трижды пробует кашу. О каком пробованье (первом, втором или третьем) рассказывает иллюстрация? Обоснуйте свой ответ), внимательно прочитайте его и начните читать сказку.

После чтения и перечитывания.

– Ребята, смотрите как сложены пальцы левой руки солдата. Попробуйте также сложить свои пальцы. А теперь скажите, когда мы это делаем? (Когда показываем, или говорим о чем-то маленьком, чего совсем чуть-чуть).

– А теперь скажите, когда солдату нужно было показывать это чуть-чуть (Когда в третий раз пробует кашу, потому что ему не хватает чуточку масла)?

Далее следует перечитывание этого фрагмента и обобщение:

– Видите, как точно художник показал нам самое главное событие сказки. Действительно, солдат в этой сцене артист. Это помогло ему получить от старухи масло, без которого бы каша не оказалась бы доброй. Но показать артистичность и находчивость солдата можно не только по краскам, а и поведением. давайте попробуем инсценировать эту сказку. (Для этого для каждого ряда выбираются с учетом желания по 2 представителя, которым предстоит исполнить роли старухи и солдата. Они по очереди представляют ситуацию, при чем первые 2 опыта идут в сопровождении авторских слов, последний же – только в репликах и действиях исполнителей). Такая работа происходит с большим эмоциональным подъемом, поэтому и актеры и зрители получают огромное удовольствие.

Мы снова предложили детям те задания, которые использовали в начале экспериментальной работы. Если до начала эксперимента лишь 55% учащихся смогли ответить на предложенные им вопросы и продолжить рассказ более или менее хорошо, то к концу эксперимента 65–70% учащихся сумели достаточно оригинально и интересно придумать продолжение рассказа. Несколько ребят даже сочинили стихотворения.

Вот что сочинили дети по стихотворению Берестова «Путешественники». Даю две строчки (запись на доске) Горецкий.

Возьмем с собой сушеных груш

И двинемся в лесную глушь…

Евсеева Марина

Одни в далекий путь пойдем

Грибы мы тут найдем.

Быстрова Настя

А дальше мы цветы нарвем

И их мы маме принесем.

Бусыгин Ваня

Мама их поставит в вазу

И составит фразу:

«Я довольна вами,

Вами и цветами».

Даю еще строки:

Синицы, галки, воробьи

Тихони и задиры.

Бусыгин Ваня

Стучатся дружно по утрам

В окно моей квартиры.

Даю стихотворение А. Барто:

Весна, весна на улице

Весенние деньки

Лукьянова Надя

И мы с сестрой на улице

Гуляем у реки

Царакова Оля

А летом мы пойдем

Купаться с ней вдвоем.

Быстрова Настя

Вдвоем нам будет весело

Мы песенки споем

Стихи мы там расскажем

Загадки отгадаем

И в прятки поиграем у берега реки.

Индивидуальное стихотворчество

Весна

Качаются качели

Капают капели

Птицы прилетели

Бегут веселые ручьи

Кричат, волнуются грачи,

Сменили шубки белки,

И все – весны проделки.

(Настя Быстрова)

Вот подснежник расцветает

На поляне у ручья

Птицы весело летают,

Радуются, что пришла весна.

(Паша Миронов)

Ручеек, ручеек

Ты куда спешишь, дружок,

Я теку, теку к весне

По родной матушке – земле!

(Катя Артемьева)

Весна

Пришла весна – красна

Нам нравится она

Солнышко пригреет

Скоро потеплеет.

(Ваня Бусыгин)

Гриб

Крепкий беленький грибок

Сдвинул шляпку на бочок,

Напружинил ножку

И…попал в лукошко.

(Лена Волочаева)

Щенок

У нас щенок Снежок

Белый, как пушок

Он такой красивый был

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Разработка авторской программы «Технология» для сельской школы 5 – 9 классы
Технология является органической составной частью единой системы учебных предметов, включенных в программу общеобразовательной школы. Программа по технологии направлена на осуществление умственного, ...

Нестандартный урок-игра "Пойми меня" по русскому языку
6 класс Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок Цели: способствовать формированию умения давать лексическое толкование слову, употреблять синонимы, фразеологические обороты в речи; c ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru