Педагогика » Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта » Междисциплинарная характеристика агрессивности человека и её представление в детском возрасте

Междисциплинарная характеристика агрессивности человека и её представление в детском возрасте

Страница 3

Свою концепцию агрессии и агрессивности имеет мотивационная теория. Н.Д. Левитов отмечает, что в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но это различие весьма существенно. Он различает «инициативную» и «оборонную» агрессию, а также подчёркивает, что агрессивное состояние может быть открытым, т.е. внешне выраженным в соответствующих действиях, и скрытым, т.е. не реализуемым в агрессивном поведении.

Р.С. Немов считает, что у человека есть различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением.

«Тенденция к агрессии, пишет он, - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведёт к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных действий». Агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (враждебность, гнев и др.), таки тормозящий (культурные стереотипы, страх наказания, чувство вины и др.) компоненты.

Таким образом, в мотивационной теории агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а агрессия – есть акт нападения или проявление агрессивности.

Анализ проблем агрессии и агрессивного поведения позволяет заметить, что на ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.

В психолого-педагогической литературе акцент делается на изучение агрессивности как деятельности, направленной либо против существования прав и свобод окружающих людей. Либо против самого себя (самоагрессия) и имеющей целью причинения зла, вреда, ущерба. В качестве предмета изучения в исследованиях выступает агрессивность, как комплексноесвойство личности, связанное с нарушениями психического развития.

Агрессия рассматривается как взаимодействие двух субъектов. При этом агрессивное действие трактуется как « субъект – субъектное» взаимодействие, в котором одна сторона «агрессор», а другая «жертва».

В психолого-педагогической и специальной литературе описаны типы агрессии. Э. Фромм рассматривает агрессию доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия – это биологически адаптивная форма действия, которая способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. Злокачественная агрессия – рассматривается как вредная, деструктивная, жестокая.

М.Мендель различает агрессию, направленную наружу и внутрь.

В.В. Лебединский в зависимости от направленности выделяет внешнюю и внутреннюю агрессию. Д. Майерс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную (причинение страданий жертве) и инструментальную (агрессоры нападают на людей. Преследуя цели, не связанные с причинением вреда).

По форме проявления А. Басс и другие исследователи выделяет активную и пассивную агрессию, речевую и физическую.

Многие авторы указывают на связь агрессивного поведения с неудовлетворённостью потребностей. А.Бандура, Д.,З. Скорны отмечают, что проявляемая ребёнком агрессивность бывает последствием нереализованной потребности в общении, вызванной эмоциональной холодностью родителей, отсутствием с их стороны сердечности и доброжелательности, чрезмерной суровостью и применением физических наказаний. Нереализованная потребность в признании, вызванная слишком частыми запретами и приказами со стороны взрослых, а также чрезмерным ограничением самостоятельности детей и молодёжи. Многие исследователи называют и другие раздражители.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого человека с целью подчеркнуть своё превосходство.

У детей, как и у взрослых существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребёнка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя

Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребёнка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: её простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Ỳ- хромосомами: учёные установили, что она особенно присуща мальчикам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Развитие начальных логических приемов мышления как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников и повышения их уровня притязаний
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформи ...

Средства математики, способствующие развитию интеллектуальных способностей ребенка
Определения словарей, поясняющие значение слова математика романтичны. Словарь живого великорусского языка В.В. Даля: «Математика ж. - наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; - чистая, занимается величинами отвлеченно; - прикладная, прилагает первую ...

Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотива ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru