Педагогика » Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта » Междисциплинарная характеристика агрессивности человека и её представление в детском возрасте

Междисциплинарная характеристика агрессивности человека и её представление в детском возрасте

Страница 1

В данном параграфе рассмотрим междисциплинарную характеристику агрессивности человека и её представление в детском возрасте.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемые в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

Психологи обычно говорят об агрессивном поведении, как об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные, приносящие объекту (человеку или предмету) какой-то вред.

Исключительно важен эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости, но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

Особый оттенок агрессии придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувство своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессия переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Серьёзное значение имеет и такой компонент агрессии, как его волевая сторона, причём в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств.

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чём-то «сорвать зло». Довольно распространённым проявлением агрессии служит грубость. Агрессивные действия выступают в качестве:

-средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

- как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

- как способ удовлетворения потребности в самореализации самоутверждении.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирождённая биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящая физический ущерб людям или вызывающая у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.). В психолого-педагогической и специальной литературе используется также термины агрессивность и агрессивное поведение.

Агрессивность рассматривается как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющейся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресс, депривация, фрустрация).

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния.

Основные концепции проявления агрессивности это – теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального научения, мотивационная. В них нашли отражение взгляды представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.

Представители первых двух направлений понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З.Фрейд) направлений следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти и определяет её как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.

Проблему детской агрессивности наиболее последовательно развила Анна Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребёнка существуют самоагрессивные действия. А.Фрейд выделяет фазы развития агрессивности, отмечает, что нормальное поведение, как ребёнка, так и взрослого обусловлено тем, что энергия танатоса (влечения к смерти) сдерживается энергией эроса (либидо).

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Организация деятельности специализированных классов по видам спорта в общеобразовательных школах
Специализированные классы но видам спорта в общеобразовательных школах с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом организуются согласно Положения, которое приведено в нас ...

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возр ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru