Педагогика » Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Напряжённая, неустойчивая, социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и цинизм, жестокость, агрессивность.

Уличный указатель напольный

Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте, причём проблема агрессивности подростков является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая не интересуется потребностями ребёнка; третья – переоценивает ребёнка и недостаточно его контролирует. В результате для подростков характерны грубость, агрессивный способ самоутверждения. Провоцирует агрессивное поведение подростков и обилие сцен насилия на телеэкранах. Многие из них подражают определённым манерам, как конкретных людей, так и стереотипам. Ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально- ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, чёрствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.

Отдельные вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Занков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина. Н.Д.Левитов, Е.В.Романин, С.Е. Рошин, Т.Г.Румянцева), в том числе и рассматривающих особенности деликвентного поведения подростков (М.А.Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.).

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с агрессивным поведением стремительно растёт. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка..

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы работы.

В основу исследования положена проблема, состоящая из наиболее эффективных путей педагогической коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

Объект исследования – коррекционно-развивающая работа с подростками с нарушением интеллекта.

Предмет – педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Гипотеза: педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективной, если:

- в результате диагностики выявляются общие и индивидуальные причины проявления агрессии;

- педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта подкреплена программно-методическим обеспечением;

- организуется индивидуальная работа с подростками, направленная на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Задачи:

1. Раскрыть ? агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях.

2. Изучить проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении подростков, представить типологию агрессивного поведения современных подростков.

3. Раскрыть особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

4. В ходе эксперимента выявить и изучить формы агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

5. Разработать комплекс занятий по коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

6. Рассмотреть организацию индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие

методы научно-педагогического исследования

- теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление);

- эмпирические (наблюдение, беседа. изучение продуктов деятельности

детей, анкетирование, метод изучения документации, метод эксперимента);

- математические (регистрация эмпирических данных, их математическая обработка. Методика Басса - Дарки).

Новизна нашего исследования состоит в движении идеи о том, что

педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективной, если:

- в результате диагностики выявляются общие и индивидуальные причины проявления агрессии;

- педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта подкреплена программно-методическим обеспечением;

- организуется индивидуальная работа с подростками, направленная на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обобщении характеристики агрессивного поведения человека и её представлении в детском возрасте, систематизации характеристики проявления агрессии в поведении детей подросткового возраста, описании особенностей агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании идей, реализации, применении программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта, получении положительных результатов.

Наше исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы- интерната «Петровск- Забайкальская школа для слепых и слабовидящих детей» совместно со школьным психологом. В исследовании приняли участие 30 детей подросткового возраста с нарушением интеллекта и зрения.

Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с агрессивными подростками. Отдельные материалы и результаты исследования были представлены на заседании методического объединения учителей коррекционного блока Петровск -Забайкальской школы для слепых и слабовидящих детей и получили положительный отзыв со стороны специалистов.

Похожие публикации:

Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формиро ...

Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье
Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние. Он на примерах убеждает мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, являетс ...

Первичная диагностика творческих способностей детей
Перед началом эксперимента мы провели диагностику детей на уровень творческого мышления. В диагностике участвовали психологи, педагоги школы №190 и Мастера Центра ролевых игр. В качестве диагностируемых мы взяли детей, которым предстояла ролевая игра, но подготовка к ней еще не начиналась. Дети – у ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru