В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «относительная устойчивая структура умственных способностей индивида».
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально- волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением головного мозга (МОЗГОВОЙ стр7).
Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. При умственной отсталости ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).
Нередко у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).
Умственная отсталость – это характеристика интеллекта аномального ребёнка, уже не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребёнка [36, с. 29]. Остановимся на причинах, вызывающих умственную отсталость. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
К внутренним причинам относятся:
- тяжёлое инфекционное заболевание женщины во время беременности (краснуха, грипп);
-интоксикация матери под действием ядовитых веществ происходит нарушение обмена веществ;
-тяжёлые дистрофии матери, приводящие к расстройству формирования плода;
- заражение плода различными паразитами (токсоплазмоз);
-заболевания матери сифилисом;
- травмы плода (ушиб, удар).
К внешним причинам относятся:
- травматические поражения – травма, ушиб, асфиксия, стремительные роды; - различные заболевания головного мозга у ребёнка;
- нарушение белкового обмена;
- радиация;
- неблагоприятная экологическая обстановка.
Следует выделить фактор наследственности. Примерно 75% составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется в несовместимости крови матери и ребёнка, в хромосомных заболеваниях.
.Существует три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.
Большинство среди умственно- отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз – олигофрения в лёгкой степени дебильности. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни.
Дебильность – лёгкая степень умственной отсталости. Такие дети обучаются по специальным образовательным программам, в силу сниженного интеллекта и особенностей эмоционально- волевой сферы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико- синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико- фонематического анализа. Соматические нарушения, общая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей- дебилов, а также особенностей эмоционально- волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально – трудовой адаптации, социальной адаптации и реабилитации.
При несложной форме умственной отсталости ребёнок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально - волевая сфера относительно сохранена. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально - волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
Главные задачи взрослых в развитии ребенка
1. Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь. Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы. Потому что: · Никакие алгоритмы и к ...
Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества
"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками"
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая св ...
Индивидуальная работа с дошкольниками с ЗПР по коррекции нарушений в
процессе развития навыков письма
Цель данного этапа исследования – проведение коррекционной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.