Этой актуальной и многогранной теме была посвящена состоявшаяся в июле 2002 года в Нижнем Новгороде I Международная конференция. Ее организовали Национальный центр исследований технологического образования (Нижний Новгород) и Центр исследований технологического образования (г. Брисбен, Австралия). Поддержали конференцию Министерство образования РФ, Российская академия образования. Минобразования Правительства Нижегородской области, университеты Гриффиф (Австралия) и г. Йорк (Великобритания), Британский Совет, Волжская инженерно-педагогическая академия, Нижегородский институт развития образования. В конференции приняли участие около ста специалистов, в том числе 27 - из стран дальнего зарубежья.
Особенностью данной конференции стало проведение семинаров до ее начала и после закрытия, позволивших участникам на первом из них уточнить круг и наиболее важные аспекты выдвинутых для обсуждения проблем, а на втором, который проходил в школе п. Вареж, рассмотреть конкретные возможности реализации принятых конференцией рекомендаций.
Отметим сразу же, что конференция прошла под знаком серьезной озабоченности всех ее участников предпринимаемыми в последнее время попытками существенного сокращения количества учебных часов, отводимых Базовым учебным планом на изучение образовательной области Технология в российской школе, что явно противоречит общей тенденции усиления внимания к технологической подготовке в развитых странах. На пленарных заседаниях конференции было заслушано пять основных докладов.
Доклад начальника отдела управления развития образования МО РФ проф. С.Е. Шишова был посвящен анализу школьной реформы в нашей стране. Общей ее цели - образование для жизни - прямо противоречит явная недооценка его технологической составляющей.
В докладе зам. директора по научной работе ИОСО РАО чл. кор. академии И.А. Стасовой была освещена работа по созданию качественно нового учебного комплекта по технологии, включающего учебник для 5-го класса, пособие для учителя, сборник образцов проектов и рабочие тетради (варианты для мальчиков и девочек), который выиграл Всероссийский конкурс и в 2002 г. и получил гриф МО РФ.
В докладах проф. М.Б.Павловой и д-ра Харварда Миддлетона (Гриффиф университет, Австралия) были представлены результаты исследований в области развития мышления и важных для жизни знаний и умений при изучении технологии.
Доклад проф. Джеймса Питта (университет г. Йорка) был посвящен анализу итогов международного исследования технологической подготовки на основе метода проектов.
Проблематика и выводы основных докладов были дополнены и углублены в сообщениях ряда других участников конференции.
Ирена Яшина-Шоу (Гриффиф университет, Австралия) рассмотрела возможности развития детского творчества в процессе поиска дизайнерских решений.
Джон Стивенсон (Гриффиф университет, Австралия) указал на сложность отбора технологических знаний и умений для общего образования, опасность излишней их специализации.
Стив Керл (университет Южной Австралии), проанализировал учебную программу по технологии, используемую в местных школах, важным компонентом которой наряду с "Проектированием" и "Изготовлением" является раздел "Критика". Учащиеся в обязательном порядке анализируют и аргументируют свои решения при разработке различных изделий и систем, учитывая, в том числе и этическую их сторону.
Этсуо Окая (Нагоя университет, Япония) проследил историю внедрения и особенности развития шведской системы обучения ручному труду в японских школах.
Учитель технологии К.Н.Гоппе (средняя школа № 124, Н.Новгород) обратился к истории метода проектов в педагогике, рассмотрев феномен так называемого "проектного кольца", и предложил свое объяснение современного прорыва метода проектов в дизайне и технологии, что имеет большое значение для образования в целом.
Экскурсия как форма обучения
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались ...
Системный
подход. Основные характеристики
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение ...
Образовательная функция школьной библиотеки
Специфика школьной библиотеки как информационного подразделения в рамках образовательного учреждения позволяет ей выполнять одновременно несколько функций: информационную, образовательную, развивающую, культурную, воспитательную, досугово-развлекательную и др. В зависимости от образовательной парад ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.