Этой актуальной и многогранной теме была посвящена состоявшаяся в июле 2002 года в Нижнем Новгороде I Международная конференция. Ее организовали Национальный центр исследований технологического образования (Нижний Новгород) и Центр исследований технологического образования (г. Брисбен, Австралия). Поддержали конференцию Министерство образования РФ, Российская академия образования. Минобразования Правительства Нижегородской области, университеты Гриффиф (Австралия) и г. Йорк (Великобритания), Британский Совет, Волжская инженерно-педагогическая академия, Нижегородский институт развития образования. В конференции приняли участие около ста специалистов, в том числе 27 - из стран дальнего зарубежья.
Особенностью данной конференции стало проведение семинаров до ее начала и после закрытия, позволивших участникам на первом из них уточнить круг и наиболее важные аспекты выдвинутых для обсуждения проблем, а на втором, который проходил в школе п. Вареж, рассмотреть конкретные возможности реализации принятых конференцией рекомендаций.
Отметим сразу же, что конференция прошла под знаком серьезной озабоченности всех ее участников предпринимаемыми в последнее время попытками существенного сокращения количества учебных часов, отводимых Базовым учебным планом на изучение образовательной области Технология в российской школе, что явно противоречит общей тенденции усиления внимания к технологической подготовке в развитых странах. На пленарных заседаниях конференции было заслушано пять основных докладов.
Доклад начальника отдела управления развития образования МО РФ проф. С.Е. Шишова был посвящен анализу школьной реформы в нашей стране. Общей ее цели - образование для жизни - прямо противоречит явная недооценка его технологической составляющей.
В докладе зам. директора по научной работе ИОСО РАО чл. кор. академии И.А. Стасовой была освещена работа по созданию качественно нового учебного комплекта по технологии, включающего учебник для 5-го класса, пособие для учителя, сборник образцов проектов и рабочие тетради (варианты для мальчиков и девочек), который выиграл Всероссийский конкурс и в 2002 г. и получил гриф МО РФ.
В докладах проф. М.Б.Павловой и д-ра Харварда Миддлетона (Гриффиф университет, Австралия) были представлены результаты исследований в области развития мышления и важных для жизни знаний и умений при изучении технологии.
Доклад проф. Джеймса Питта (университет г. Йорка) был посвящен анализу итогов международного исследования технологической подготовки на основе метода проектов.
Проблематика и выводы основных докладов были дополнены и углублены в сообщениях ряда других участников конференции.
Ирена Яшина-Шоу (Гриффиф университет, Австралия) рассмотрела возможности развития детского творчества в процессе поиска дизайнерских решений.
Джон Стивенсон (Гриффиф университет, Австралия) указал на сложность отбора технологических знаний и умений для общего образования, опасность излишней их специализации.
Стив Керл (университет Южной Австралии), проанализировал учебную программу по технологии, используемую в местных школах, важным компонентом которой наряду с "Проектированием" и "Изготовлением" является раздел "Критика". Учащиеся в обязательном порядке анализируют и аргументируют свои решения при разработке различных изделий и систем, учитывая, в том числе и этическую их сторону.
Этсуо Окая (Нагоя университет, Япония) проследил историю внедрения и особенности развития шведской системы обучения ручному труду в японских школах.
Учитель технологии К.Н.Гоппе (средняя школа № 124, Н.Новгород) обратился к истории метода проектов в педагогике, рассмотрев феномен так называемого "проектного кольца", и предложил свое объяснение современного прорыва метода проектов в дизайне и технологии, что имеет большое значение для образования в целом.
Научно-методические основы развития навыков письма у детей дошкольного
возраста
В дошкольном возрасте формируются предпосылки навыка письма, которые включают: развитие мелкой моторики руки, способность ориентироваться на листе бумаги, умение копировать элементы графических изображений, в том числе буквы, цифры. Эти предпосылки позволят ребенку успешно реализовать навык письма ...
Методическое обеспечение изучения комплексных чисел в 10 классе
общеобразовательной школы
«Комплексные числа» по учебнику А.Г. Мордковича, П. В. Семенова «Алгебра и начала анализа, профильный уровень», 10 класс Таблица 4 Комплексные числа 10 Комплексные числа и арифметические операции над ними 2 Комплексные числа и координатная плоскость 1 Тригонометрическая форма записи комплексного чи ...
Учебная программа занятий кружка «Роспись по
дереву»
Для занятий росписи по дереву вполне достаточно обычных средних способностей, чтобы ученик при правильном руководстве им, сознательно усвоил технику росписи. Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а т ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.