Педагогика » Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского » Методика преподавания по К.Д. Ушинскому

Методика преподавания по К.Д. Ушинскому

Страница 1

К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский - образец преданности и бескорыстного служения благо-сродному делу образования родного народа.

Нелегко было Ушинскому проводить в жизнь свои прогрессивные идеи в век произвола, крепостничества и реакции. Но глубокая вера в народ, в его творческие силы, любовь к родине помогали ему мужественно преодолевать все препятствия и стойко переносить гонения и травлю, чинимые со стороны официальных властей.

К.Д. Ушинский ясно сознавал пороки не только постановки дела образования в России. Он видел также "неестественность жизни", несовершенство общественного устройства страны, которую он называл тюрьмой", где " . нет даже стен, чтобы разбить себе голову". Находясь в заграничной командировке, Ушинский пишет А.И. Скребицкому: "Из России получаю часто письма, и все самые печальные; от арестов все приуныли; цензура лютует, а доброго ничего не делается".

Семь лет спустя Ушинский незадолго до кончины писал педагогу Н.А. Корфу, одному из своих первых последователей: "Вы на самом себе знаете, без сомнения, как приятно в настоящее тяжелое время, когда граф Толстой давит народное образование тяжестью двух министерств, получить выражение сочувствия к тому делу, которому человек посвятил всю свою жизнь . Дай же бог Вам долго и успешно бороться на том поприще, о которого я готовлюсь сойти, измятый и искомканный! Дай бог Вам принести гораздо больше пользы, не только более того, что я принес, а даже более, чем я мог бы принести под другим небом, при других людях и при другой обстановке!".

Действительно, прогрессивные идеи К.Д. Ушинского могли полностью осуществиться лишь в условиях социализма. Только социализм открыл все дороги к реализации богатейшего наследия великого русского педагога и ученого. "Пролетарская культура, - говорил В.И. Ленин, - должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества". Прогрессивные педагогические идеи К.Д. Ушинского не могли сложиться обособленно, ибо для него педагогика, как и любая наука, есть "изъяснение мира, исполненное жизнью". Он стремился всесторонне теоретически обосновать ее и определить связи педагогики о основами многих наук - анатомии, физиологии, логики. Особенно большое значение придавал К.Д. Ушинский философскому обоснованию педагогической науки, ибо считал, что без философии " . нельзя определить цели воспитания и выработать правильное мировоззрение". "Пока в университетах наших, - о горечью писал он, - наше юношество на будет иметь возможности познакомиться с историческим ходом философского мышления, до тех пор мы не будем обезопасены от распространения в нашем обществе всевозможных нелепиц, выдающих себя за философские выводы". С другой стороны, философские взгляды для самого Ушинского - не самоцель: они педагогически целенаправленны.

В целом во взглядах Ушинского преобладают материалистическое решение многих, в основном узловых, вопросов философии, элементы диалектического подхода к ним. В его философских воззрениях отразилось в какой-то мера то сложное переплетение явлений общественной жизни, которое было характерно для России того времени. Так, с другой стороны, подъем передовой мысли, а с другой - жесточайшая реакция самодержавия" душившая вое прогрессивное. В силу этого взгляды Ушинского не свободны от непоследовательности, заблуждений и ошибочных положений. Однако не они определяют главную направленность воззрений Ушинского.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Развернутые сценарии уроков по аппликационным работам с природным материалом
Урок №1 Раздел программы: Художественная обработка материалов Тема: Приемы приклеивания деталей без разметки Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: Научить детей работать с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Р ...

Таблицы в обобщении знаний
Важную роль в преподавании истории играют таблицы, в методической литературе им уделяется очень мало внимания. В таблицах, как правило, может содержаться самый разнообразный материал: рисунки, схемы, диаграммы. Таблица является одной из форм научно-популярного раскрытия исторического материала. Таб ...

Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих способностей детей
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой ли ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru