К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский - образец преданности и бескорыстного служения благо-сродному делу образования родного народа.
Нелегко было Ушинскому проводить в жизнь свои прогрессивные идеи в век произвола, крепостничества и реакции. Но глубокая вера в народ, в его творческие силы, любовь к родине помогали ему мужественно преодолевать все препятствия и стойко переносить гонения и травлю, чинимые со стороны официальных властей.
К.Д. Ушинский ясно сознавал пороки не только постановки дела образования в России. Он видел также "неестественность жизни", несовершенство общественного устройства страны, которую он называл тюрьмой", где " . нет даже стен, чтобы разбить себе голову". Находясь в заграничной командировке, Ушинский пишет А.И. Скребицкому: "Из России получаю часто письма, и все самые печальные; от арестов все приуныли; цензура лютует, а доброго ничего не делается".
Семь лет спустя Ушинский незадолго до кончины писал педагогу Н.А. Корфу, одному из своих первых последователей: "Вы на самом себе знаете, без сомнения, как приятно в настоящее тяжелое время, когда граф Толстой давит народное образование тяжестью двух министерств, получить выражение сочувствия к тому делу, которому человек посвятил всю свою жизнь . Дай же бог Вам долго и успешно бороться на том поприще, о которого я готовлюсь сойти, измятый и искомканный! Дай бог Вам принести гораздо больше пользы, не только более того, что я принес, а даже более, чем я мог бы принести под другим небом, при других людях и при другой обстановке!".
Действительно, прогрессивные идеи К.Д. Ушинского могли полностью осуществиться лишь в условиях социализма. Только социализм открыл все дороги к реализации богатейшего наследия великого русского педагога и ученого. "Пролетарская культура, - говорил В.И. Ленин, - должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества". Прогрессивные педагогические идеи К.Д. Ушинского не могли сложиться обособленно, ибо для него педагогика, как и любая наука, есть "изъяснение мира, исполненное жизнью". Он стремился всесторонне теоретически обосновать ее и определить связи педагогики о основами многих наук - анатомии, физиологии, логики. Особенно большое значение придавал К.Д. Ушинский философскому обоснованию педагогической науки, ибо считал, что без философии " . нельзя определить цели воспитания и выработать правильное мировоззрение". "Пока в университетах наших, - о горечью писал он, - наше юношество на будет иметь возможности познакомиться с историческим ходом философского мышления, до тех пор мы не будем обезопасены от распространения в нашем обществе всевозможных нелепиц, выдающих себя за философские выводы". С другой стороны, философские взгляды для самого Ушинского - не самоцель: они педагогически целенаправленны.
В целом во взглядах Ушинского преобладают материалистическое решение многих, в основном узловых, вопросов философии, элементы диалектического подхода к ним. В его философских воззрениях отразилось в какой-то мера то сложное переплетение явлений общественной жизни, которое было характерно для России того времени. Так, с другой стороны, подъем передовой мысли, а с другой - жесточайшая реакция самодержавия" душившая вое прогрессивное. В силу этого взгляды Ушинского не свободны от непоследовательности, заблуждений и ошибочных положений. Однако не они определяют главную направленность воззрений Ушинского.
Методика определения и анализ
результатов исследования уровня творческой самореализации студентов, во время
профессиональной подготовки
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Прежде чем начать какое либо ...
Особенности социализации и интеграции игровой
деятельности дошкольников с нарушением слуха в общество здоровых детей
Социальное развитие ребёнка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая р ...
Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений межд ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.