Адаптация –приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Дезадаптация– одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) "большого" общества, выпадения из его коммуникативных сетей.
Начальная школа – тип общеобразовательной школы для детей в составе 1 —4 классов. Окончившие продолжают обязательное обучение в 5—9 классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.
Так же в операционализацию можно включить такие факторы как возраст и тип семьи (полная семья/неполная семья). Так как эти факторы имеют влияние на процесс адаптации детей не меньше, чем другие факторы. Это подтверждается во многих научных работах психологов, социологов и других ученых.
В данном исследовании использовался метод наблюдения - структурированное (контролируемое), включенное, полевое, случайное.
Преподавателям начальных классов были предложены временные интервалы для проведения наблюдения – с 31 октября по 20ноября (в течение трех недель) и инструмент наблюдения в виде таблицы (Приложение 1), которое было необходимо заполнить для каждого учащегося. Использование помощи классных руководителей в проведении наблюдения было необходимо с целью получения более точных данных, а так же, для того, что бы факт присутствия постороннего не искажал реальность.
Место проведения наблюдения – Синьковская средняя общеобразовательная школа №1, поселка Новосиньково, Дмитровского района, Московской области. Данный тип поселковой школы был выбран не случайно.
Количество учащихся в начальной школе составило 208 человек. Все они были наблюдаемыми – сплошной опрос, т.е. рассматривается вся генеральная совокупность (генеральная совокупность = 208человек). Так же среди наблюдаемых были обозначены группы детей: дети из полных и неполных семей (152 – полные семьи, 56 – неполные семьи).
В карте наблюдения было обозначено 12 категорий: пол учащегося, возраст, тип семьи, настроение ребенка, контакты со сверстниками, познавательная активность ребенка, дисциплина, реакции агрессии и гнева, страх, двигательная активность, общее самочувствие, успеваемость.
В данной работе использовался метод наблюдения, так как он наиболее уместен при проведении такого рода исследованиях, когда за некоторый период времени нужно проследить определенные признаки в поведении. Так же во многих методиках для диагностики процесса адаптации используется этот метод.
Обработка информации – компьютерная. Компьютерный анализ с последующим построением различных графиков будет осуществляться в программе SPSSStatistics 17.0 и MicrosoftofOfficeExcel 2007.
Задачи, необходимы для анализа данных:
Статистическая обработка данных.
Вычисление суммы баллов по факторам: социальный, психологический, физиологический.
Распределение каждого наблюдаемого по уровням адаптации.
Определение зависимостей уровня адаптации от возраста, типа семьи, социального, психологического, физиологического факторов.
Проверка нормальности вариантов:общий балл, социальный фактор, психологический фактор, физиологический фактор, уровень адаптации. Используем тест Колмогорова-Смирнова:
Статистика |
Число степеней свободы |
Уровень значимости | |
Класс |
,202 |
208 |
,000 |
Пол ученика |
,375 |
208 |
,000 |
Тип семьи учащегося |
,458 |
208 |
,000 |
Общий балл |
,104 |
208 |
,000 |
Уровень адаптации |
,256 |
208 |
,000 |
Социальный Фактор |
,114 |
208 |
,000 |
Психологический Фактор |
,187 |
208 |
,000 |
Физиологический Фактор |
,230 |
208 |
,000 |
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей
дошкольного возраста
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования ее выразительной стороны. Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей: дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне нормального темпа речи ...
Нестандартный урок-игра "Пойми меня" по русскому языку
6 класс Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок Цели: способствовать формированию умения давать лексическое толкование слову, употреблять синонимы, фразеологические обороты в речи; cпособствовать развитию речи, развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать любовь к родно ...
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усили ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.