Педагогика » Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского » Методика преподавания по К.Д. Ушинскому

Методика преподавания по К.Д. Ушинскому

Страница 3

Поворот от идеализма к материализму происходит у К.Д. Ушинского а 60-е гг. прошлого столетия. Отказавшись от своих ранних представлений о мире, К.Д. Ушинский стал убеждаться в объективном существовании мира, независимо от какого бы то ни было сознания. "Все различные явления, - писал он, - суть только различные движения материи". Решая основной вопрос философии, К.Д. Ушинский четко разграничивает понятия материи и мышления. Он отвергает утверждения (в частности Милля, Спенсера), смазывающие качественное различие содержания этих категорий. Смешав понятия души и материи, отмечает К.Д. Ушинский, " . мы подорвем основу человеческого мышления о внешнем для него мире, уничтожим единственно возможную точку опоры для какого бы то ни было миросозерцания, строящегося на опытах, а не на фантазиях".

Основной порок идеалистической философии К.Д. Ушинский видит в том, что "идеалистическая система представляет весь мир воплощением идей". "Эту ошибку, - пишет К.Л. Ушинский. - . исправила современная материалистическая философия, и в этом, по нашему мнению, состоит ее величайшая заслуга науке". Материалистическая философия убедительно доказала, продолжает он, что "наши идеи, казавшиеся совершенно отвлеченными и прирожденными человеческому духу, выведены нами из фактов, сообщенных нам внешней природой ."

К.Д. Ушинский признавал неразрывную связь материи и движения ("сила"). Он утверждал, что материя состоит из неделимых и однородных атомов, которые движутся в "пустом" пространстве, что движение, которое раньше считали "чем-то витающим между телами", в действительности связано с "материей, составляет ее неотъемлемое свойство".

Из признания неразрывности материи и движения К.Д. Ушинский выводил объективную причинную обусловленность явлений, признавая не только движение, но и развитие. Особенно большое внимание он уделяет характеристике развития в живой природе. Правда, в понимании движения и развития К.Д. Ушинский не вышел за рамки метафизического материализма.

С материалистических позиций К.Д. Ушинский подвергает критике идеализм вообще и особенно идеализм Гегеля (оказавший в свое время на него сильное влияние), волюнтаризм Шопенгауэра и его реакционную философий, субъективный идеализм Фихте и Фортляге, вульгарный материализм Бихнера, Фогта и Молешота, позитивизм Спенсера. Он защищает материализм, видя его тесную связь о наукой, естествознанием и подчеркивая при этом, что заслуга материализма не только в борьбе с идеализмом. "Нет, - писал К.Д. Ушинский, - много положительного внесла и продолжает вносить эта философия в науку и мышление".

К.Д. Ушинский всегда подходил к вопросам естествознания с точки зрения их значения для познания. Проблемы гносеологии им рассмотрены широко, ибо с ними связаны многие вопросы - язык и мышление, формы логического мышления, их образование и. взаимосвязь. Без уяснения последних невозможна никакая научная педагогика.

Исходным в гносеологических взглядах К. д. Ушинского является признание того, что все наши знания происходят из опыта, являются отражением материального мира. Простейшей формой отражения действительности он считает ощущение, а его источником - материальный мир. "Все ощущения наши вызываются у нас влиянием материальных предметов внешнего мира на нашу нервную систему". Содержанием ощущений являются свойства, признаки и качества предметов материального мира. От полученных ощущений переходит к "рассудочному процессу", который состоит из "сличения", "различения", "сравнения" и образования целой системы понятий.

Таким образом, К.Д. Ушинский правильно понимал взаимосвязь чувственного и рационального моментов в познании. Он высмеивал эмпириков, которые "подобно муравьям, только собирают факты", не понимая необходимости их обобщения, и рационалистов, которые "ткут из самих себя паутину своих теорий". В связи о этим выдающийся педагог выступил горячим сторонником наглядности в обучении, которой придавал большое значение, ибо она позволяет идти от простого к сложному, от конкретных явлений к абстрактному мышлению, помогает развивать логическое мышление учащегося.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Алтайский государственный медицинский университет
АГМИ был создан в 1954 году для подготовки местных врачебных кадров в г.Барнауле. Для организации кафедр и учебного процесса в институт направлялись опытные преподаватели из других вузов страны (Ленинград, Куйбышев, Горький, Саратов и др.). В 1964 году в АГМИ была открыта аспирантура. В 1986 году о ...

Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике
Проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, например, до с ...

Горн
С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) - родоначальник всех медных духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть на нем можно лишь са ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru