Педагогика » Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского » Методика преподавания по К.Д. Ушинскому

Методика преподавания по К.Д. Ушинскому

Страница 2

Как для ранних, так и поздних трудов Ушинского характерен постоянный поиск, беспокойное и настойчивое стремление к постижению истины и обоснованному решению каждого вопроса. Это и сыграло, на наш взгляд, веяную роль в развитии философских взглядов Ушинского, Среди объективных факторов, положительно воздействующих на это развитие, следует отметить прежде всего несомненное влияние русских революционных демократов, особенно педагогических идей В.Г. Белинского и книги Н.Г. Чернышевского "Антропологический принцип в философии". Не случайно спустя четыре года после выхода в свет названной книги Ушинский начинает работу над своим основным трудом "Человек как предмет воспитания". Именно здесь К.Д. Ушинский развивает ряд положений, которые приближают его к лучшим традициям русской материалистической философии.

Определенную роль в эволюции К.Д. Ушинского сыграл также журнал "Современник", под влиянием которого он пересмотрел, как полагают его современники и исследователи, некоторые свои взгляды. Правда, сотрудничал Ушинский в журнале недолго, ибо тяготился условиями журнального чернорабочего, а также ему претила та нравственная атмосфера, которая была присуща барски-аристократическому кружку журнала. Кстати говоря, эта атмосфера не понравилась впоследствии и Н.А. Добролюбову, который, как отмечает В.Я. Струминский, энергично повел борьбу за новый дух журнала. Взгляды К.Д. Ушинского этого периода характеризует и такой красноречивый факт: в архивах Ушинского сохранился альбом петербургского периода жизни педагога; в нем рукой Ушинского записаны стихотворение Н. Огарева, посвященное памяти К. Рылеева, отрывок из стихотворения А. Мицкевича, проклинающего царя за казнь Рылеева, и проникнутые революционным духом произведения самого Рылеева - отрывки из поэмы "Наливайте)", стихотворение "К временщику" и др.

Весьма плодотворным надо считать и влияние эволюционной теории Ч. Дарвина, которую К.Д. Ушинский, как известно, горячо приветствовал и сторонником которой смело выступил. В эволюционной теории Ушинский выясняет, прежде всего, общефилософский смысл, подчеркивает материалистическое понимание Дарвиным процесса эволюции. Нельзя не отметить большое гражданское мужество Ушинского? когда он, в годы все усиливающейся реакции, не только выдвигал передовые педагогические идеи, но и приветствовал учение Ч. Дарвина, ратовал за широкое внедрение его в процесс обучения.

Высоко оценивая педагогическое значение эволюционной теории, К.Д. Ушинский считал, что учение Дарвина заключает в себе глубокий нравственный смысл и сетовал: "Прискорбно видеть, что положительное тупоумие одних и лихорадочный бред других не позволяет идее Дарвина принести в области воспитания всей той пользы, которую она принести может". Преодолевая эти "тупоумные крики невежд", Ушинский при создании своих учебников широко использовал естественнонаучный материал. Впоследствии именно это явилось причиной запрета "Детского мира" как книги вредной и распространяющей "заразу" материализма.

И, наконец, сама российская действительность способствовала эволюции его взглядов. Все это вместе взятое послужило тому, что Ушинский пришел к более последовательному воззрению на мир, выйдя далеко за рамки стихийного и даже метафизического материализма.

В связи о этим уместно будет отметить, что в обширной литературе об Ушинском, содержится немало противоречивых оценок его философских взглядов. Эта противоречивость объясняется тем, что самим взглядам Ушинского характерна известная противоречивость и непоследовательность, что к оценке этих взглядов авторы подходили с разных классовых и методологических позиций и что некоторые исследователи рассматривают взгляды Ушинского не в развитии, а ограничиваются рамками того или иного конкретного периода его деятельности, перенося оценки этих взглядов, относящихся к данному периоду, на другие периоды и даже на все его творчество. Вот почему эта сторона наследия К.Д. Ушинского требует дальнейшего исследования.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Литературное творчество
Литературное творчество – литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова. В одной школе, которая называется «гимназией», старшеклассники организовали клуб «Вешние вс ...

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...

Исследование физической подготовленности младших школьников
В исследовании физической подготовленности приняли участие 30 детей обучающихся в первых классах. Испытуемым было предложено шесть заданий из программы президентских состязаний, которые характеризуют различные стороны физической подготовленности. Результаты исследования представлены в таблице 2. Та ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru