Педагогика » Разработка системы игровых мероприятий по социализации младших дошкольников, имеющих нарушения в слуховом развитии с целью наиболее эффективной социализации » Опытно-экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха

Опытно-экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха

Страница 4

В заключение была проведена экскурсия на детскую площадку в парке, что дало возможность понаблюдать за поведением младших дошкольников, имеющих нарушения слуха, в социально – бытовой обстановке.

Все задания проводились в интересной для детей форме. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками. В этюдах вели себя скованно, стеснялись выполнять роли и быть на виду у других.

Большое удовольствие детям доставляло рассматривание своих фотографий. Это вызывало у них эмоциональный отклик, который позволял им выразить своё отношение через простую звуковую речь: «Я». Все дети справились с данным заданием без особого труда. При проведении дидактической игры «Составь целое», где глухие дети должны были продемонстрировать знания о частях своего тела, Алина А., Настя У., Толя И. испытывали значительные затруднения. Они не смогли собрать картинку, изображающую человека, из его основных частей тела. Мэдина Р. И Захар У. собрали предложенную картинку, прибегая к помощи воспитателя. Только Саша С. смог выполнить задание самостоятельно, правда, для этого он потратил очень много времени. Предлагая детям игру «Оденем куклу на прогулку», была внесена дидактическая игрушка – кукла. Дети долго рассматривали куклу, соотносили свои части тела и части тела куклы и только потом принимались выбирать одежду, соответствующую данному размеру. Саша С. после рассматривания куклы сразу принялся за выполнение задания. Мэдина Р. Долго примеряла вещи кукле и методом проб и ошибок всё-таки справилась с заданием. Захару У. и Толе И. понадобилась помощь воспитателя. А Алина А. и Настя У. с заданием не справились. Игровое упражнение «Водичка, водичка умой мне личко…» должно было показать, насколько глухие дети владеют навыками самообслуживания и знание свих частей тела. Данное упражнение показало, что дети, имеющие сложную структуру диагноза, а в частности ДЦП, с заданием не справились. К ним относятся Алина А., Мэдина Р. А вот Толя И, Захар У.и Саша С. показали свои умения в овладении навыками самообслуживания. Насте У. всегда требовалась помощь со стороны воспитателя. Стремление к самостоятельности, активности проверялось в игровом упражнении «Кто быстрее соберёт игрушки». В данном упражнении дети показали следующие результаты: Саша С., Захар У.и Толя И. активно подключились к действиям, самостоятельно пытались привести в порядок игровую комнату, проявляя при этом стремление «Я сам». Остальные дети большого рвения к действиям не проявляли.

Задания второго блока были направлены на выявление умений глухих детей вступать в контакт со своими сверстниками по группе. Поэтому при рассматривании фотографий предлагалось задание «узнай по фотографии» своего сверстника. Данное задание показало, что Захар У., Саша С. достаточно хорошо умеют фиксировать своё внимание на других детях, соотносить внешность ребёнка с его фотографией и с помощью звуков устной и письменной речи называть их имена. Толя И. фиксирует внимание на фотографии, но путает имена детей, называет их с помощью письменной речи по табличкам. Остальные дети прибегали к помощи взрослого. С помощью этюда «Катя плачет» было выявлено, что Захар У., Саша С., Толя И., Мэдина Р., Настя У. понимают эмоциональное состояние людей, но выразить состояние утешения самостоятельно не умеют. Не могут и выразить данное состояние в речи. Характер взаимоотношений глухих детей проявлялся в играх парами. Ситуация обмена игрушкой сама по себе создаёт условия для общения. Поэтому Саша С. и Захар У. не только охотно обменивались мячом, но и пытались, правда с помощью взрослых, произносить простейшие слова «на», «дай». Мэдина Р., Толя И., Настя У. проявляли интерес к совместной деятельности, но играть вместе так и не решились. И только Алина А. предпочла индивидуальную игру. В игре «Угадай, кто?» детям было необходимо узнать и определить по одежде и внешнему виду половое различие мальчиков и девочек. Данное задание почти у всех детей вызывало затруднение.

Третий блок диагностических заданий нацелен на умение взаимодействовать с взрослыми. Здесь внимание уделялось использованию жестовой и устной речи при общении. В играх «Поздоровайся с мед.сестрой», «Изобрази, что ты видел на картинке» дети обращали внимание на пришедшую в группу медицинскую сестру, которая приветственно махала рукой, побуждая подражать её действиям, сопровождая эти действия речью: « Привет. Толя, скажи «привет». Либо показывалась картинка, на которой изображено, как мама успокаивает девочку: «Не плачь!». Проведение данных упражнений показало, что все дети проявляют интерес к взаимодействию с взрослыми педагогами, фиксируют внимание на их жестах, эмоциональных состояниях, действиях. При рассматривании картинки дети не понимали её смысл, кроме Саши С. Он, хотя и понимал смысл изображённого эмоционального состояния, но изобразить предложенную эмоцию не смог. Задание «Нарисуй свою семью» - это, своего рода, рисуночный тест. Детям в естественной для них деятельности предлагалось показать свои взаимоотношения с членами семьи, выразить своё эмоциональное отношение к каждому из них. По результатам рисуночного теста можно констатировать, что наиболее благоприятные взаимоотношения в семьях у Толи И., Захара У. Их рисунки были выполнены в ярких красочных тонах. На рисунке Саши С. не было изображения отца, и это понятно, потому что отец служит в военных войсках. Мэдина Р. изобразила своего отца в чёрном цвете, т.к. её отец страдает алкоголизмом и часто устраивает скандалы. По рисунку видно, что девочка испытывает дефицит общения с родными. Бабушка часто болеет и не имеет возможности часто забирать её домой. У Алины А. родители комплексуют по поводу дефекта своего ребёнка, поэтому девочка нарисовала себя отдельно от родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации
В таблице представлено 9 показателей адаптации учащихся в школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (5 уровней); страх (5 уровней); двигательна ...

Методика обучения игре
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выраж ...

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида». ИОС может быть использован в ясельной — средней группах. Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хв ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru