Педагогика » Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского » Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения

Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения

Страница 1

Разрабатывая теоретические основы обучения, К.Д. Ушинский много внимания уделяя активизации и развитию всех процессов познавательной деятельности учащихся и прежде всего высшей ее формы - мышления. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что без активной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения, раскрывающей существенные связи и отношения между изучаемыми фактами, явлениями и событиями, невозможны сознательное и основательное овладение знаниями, познавательными способностями учеников.

Исходя из гносеологических и психологических основ познания, К.Д. Ушинский дал много ценных рекомендаций по отбору содержания, методов и приемов обучения, построению урока в целях активизации и развития логического мышления учащихся. Важнейшим условием активизации и развития мышления учащихся К.Д. Ушинский считал такую организацию их деятельности на уроке, которая вызывала бы умственное напряжение. "Учение, - писал он, - есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас". Воспитание у учащихся навыков умственного труда, по мнению Константина Дмитриевича, является не менее важным делом, чем вооружение их знаниями, умениями и навыками.

Развитие мышления у учащихся он рассматривал в неразрывной связи с речью. Не случайно он так много внимания уделено развитию речи учеников в процессе обучения, утверждая, что " . развить в детях дар слова - значит почти то же самое, - что развить в них логичность мышления . ". Вот почему родной язык и чтение К.Д. Ушинский считал основными предметами школьного обучения.

Обучение, по его твердому убеждению, должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания, - "учить детей учиться". Эта задача обучения, столь актуальная в наше время - в период научно-технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, была выдвинута и обоснована К.Д. Ушинским. который еще в XIX в. писал, что следует передавать ученикам не только те или другие познания, но и развивать у них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, ибо " . обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения".

Самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний, по мнению К.Д. Ушинского, возбуждает интенсивную мыслительную деятельность учащихся, доставляет наслаждение от преодоления трудностей, служит прекрасным средством развития самостоятельного мышления.

Самостоятельность и активность учащихся в приобретении знаний К.Д. Ушинский рассматривал как одно из основных условий осмысления услышанного и основательного усвоения. "Но если даже предположить, - утверждал он, - что ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то и в таком случае мысль эта никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает".

Вот почему К.Д. Ушинский настаивает на том, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Он разработал многие способы и пути, содействующие пробуждению и развитию активности и самостоятельности учеников в процессе обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Проблемы, принципы и особенности обучения детей с дефектами в развитии
В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избирательным и агрегирующим по ...

Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято на ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru