Педагогика » Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского » Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения

Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения

Страница 2

Очень важную роль в активизации и развитии логического мышления учащихся К.Д. Ушинский отводил естественным предметам, изучение которых предполагает организацию самостоятельных наблюдений учащихся над явлениями природы. На основе анализа этих наблюдений ученики могут самостоятельно делать определенные выводы и обобщения, осмысленно и прочно усваивать материал. Обосновывая эту мысль, он писал: "Предметы естественных наук уже наполовину знакомы ребенку, если он на них посмотрел; заставьте его смотреть внимательнее, вводите его вопросами в существенные подробности предмета, и вам останется только сказать несколько слов, выразить одну мысль, уже шевелящуюся в голове ученика, и вы дадите прочное основание его знаниям о предмете и подымите мышление воспитанника на одну ступень выше. При такой методе учения возбуждается та самостоятельная работа головы учащегося, которая составляет прочное основание всякого плодовитого учения". Не случайно согласно ныне действующим учебным планам изучение естественных дисциплин начинается со второго класса.

Умственная активность учащихся на уроке, по мнению К.Д. Ушинского, возбуждается и поддерживается прежде всего с помощью методов обучения. Одним из критериев применения того или иного метода обучения в школе он считал его способность активизировать умственную деятельность учащихся, обеспечивать сознательное и основательное усвоение знаний. В этом плане в качестве эффективного метода обучения Ушинский рассматривал беседу. В своих работах он большое внимание уделял теоретическому обоснованию беседы, практическому использованию ее, раскрытию педагогической эффективности этого метода. "Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные, - писал К.Д. Ушинский, - мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени сократическим". Беседа, по его мнению, позволяет учителю на основе имевшихся у учеников представлений об изучаемых предметах, подводить их к самостоятельным выводам и таким путем активизировать их мышление, совершенствовать его, поднимать на одну ступень выше. Активизацию умственной деятельности учащихся в процессе беседы К.Д. Ушинский справедливо рассматривал необходимым условием сознательного и прочного усвоения знаний. Он утверждал, что "если наставник. хочет, чтобы дитя ясно поняло и действительно усвоило какую-нибудь новую для него мысль, то лучше всего достигать этого сократическим способом. Вызывая из дитяти два иди многие, уже существующие в его душе, представления, обращая его внимание на противоречие или сходство этих представлений, наставник открывает самому ученику возможность совершенно самостоятельно, или с необходимой помощью (чем меньше помощи, тем лучше) преодолеть противоречия и вывести новую истину".

Раскрывая сущность и значение беседы как метода обучения, К.Д. Ушинский еще в те времена указал на ее поисковый, проблемный характер, разумеется, не оперируя этим понятием. Советская дидактика рассматривает эвристическую беседу одним из методов проблемного обучения.

К.Д. Ушинский не только показал значение беседы для возбуждения и развития мысли учеников, осмысленного и прочного усвоения знаний, но и разработал многие вопросы методики ее проведения. В частности, он говорил о необходимости использования в беседе конкретного материала, проведения ее э определенной системе и последовательности. Ушинский считал, что эффективность беседы в значительной степени зависит от характера вопросов, методики постановки их перед учащимися, от качества ответов. Он рекомендовал учителям ставить четкие, ясные, доступные для понимания учащихся вопросы, ибо хорошо понятый вопрос, - по его мнению, - есть уже половина ответа. Умение ставить вопросы и постепенно усложнять ответы К.Д. Ушинский считал одной из главнейших и необходимейших педагогических привычек. Он учил сначала ставить вопрос, а потом уже просить ученика дать ответ на него, поддерживая этим внимание целого класса. Вопросы, подчеркивал, он, могут выполнять свою активизирующую роль только в том случае, если они заранее и тщательно продуманы учителем.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Методика обучения игре
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выраж ...

Исследования влияния искусства на человека
Исследуем влияние арттерапетических методик на состояния человека. Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? «Арттерапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, биб ...

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru