Педагогика » Разработка системы игровых мероприятий по социализации младших дошкольников, имеющих нарушения в слуховом развитии с целью наиболее эффективной социализации » Опытно-экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха

Опытно-экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха

Страница 2

Конечно же, почти все родители показали, что они нуждаются в помощи не только материальной, но и в помощи педагогов специализированного дошкольного учреждения и, в частности, в помощи социального педагога.

Кроме социальных условий в семье были исследованы условия социального развития в специализированном дошкольном учреждении. В методическом кабинете, где сконцентрирован весь научно-методический потенциал данного учреждения, представлено мало литературы по социализации детей дошкольного возраста. В основном присутствует научно-методическая литература по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Анализируя планы воспитательно-образовательного процесса воспитателей, можно отметить, что работа по воспитанию основ социального развития с детьми младшего возраста не планируется. Хотя возможности для социализации детей в дошкольном учреждении имеются. Педагоги проводят с детьми различные экскурсии, наблюдения, обучают игре, различным предметно-практическим видам деятельности.

На этапе констатирующего эксперимента применялся ещё один немаловажный метод исследования – наблюдение, который даёт основание утверждать, что культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания у большей половины детей ещё не сформированы, культура общения, которая порождает неправильное поведение, оставляет желать лучшего результата.

Особо хочется подчеркнуть культуру поведения и общения воспитателей и няни данной группы: они всегда приходили опрятно и чисто одетыми, причёсанными, речь их была спокойна, богата мимикой и жестами с опорой на таблички со звуками.

Таким образом, можно сделать вывод, что для глухих детей младшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении имеются все условия для воспитания основ социального развития .

Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, воспользуемся последовательностью обследования социального развития ребёнка, предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Она предлагает выявление уровня социального развития проводить в процессе наблюдения за детьми. В ходе наблюдения выясняется и фиксируется следующее:

средства общения каждого ребёнка (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые средства общения);

желание и умение ребёнка устанавливать контакт с взрослыми и детьми;

особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребёнка;

уровень сформированности у ребёнка навыков самообслуживания.

Зная, что в игровой деятельности дети проявляют себя более активно, раскрепощённо, полноценно, наиболее ярко отражая окружающую действительность, совершенно обосновано нами самостоятельно были выбраны для наблюдения игровые задания в определённой последовательности по направлениям работы:

создание образа своего «Я»;

общение ребёнка со сверстниками;

общение ребёнка с взрослыми.

интеграция младшего дошкольника в социально-бытовые условия.

Перечень диагностических заданий.

I. Создание образа своего «Я».

1.Рассматривание фотографии членов семьи: Д/у «Назови и покажи членов семьи».

Цель: выявить умение фиксировать внимание на своём лице, называть своё имя, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.

Материал: фотография членов семьи.

2. Д/и «Составь целое».

Цель: выявить умение рассматривать свои части тела, ориентироваться на своем теле.

Материал: разрезные картинки.

3. Д/и «Оденем куклу на прогулку».

Цель: выявить умение детей подбирать и соотносить вещи кукол.

Материал: кукла, кукольная одежда.

4. Д/у «Водичка, водичка, умой мне личко».

Цель: определить уровень сформированности навыков самообслуживания, умение и желание устанавливать контакт со взрослыми и детьми, особенности поведения.

Материал: мыло, полотенце, тазик с водой.

5. Д/у «Кто быстрее соберёт игрушки».

Цель: выявить умение проявлять самостоятельность и активность, особенности поведения во взаимоотношениях детей.

II. Общение ребёнка со сверстниками.

1. Д/и «Узнай по фотографии».

Цель: выявить умение ребёнка соотносить внешность другого ребёнка с его фотографией, называть их имена, умение проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: фотографии детей данной группы.

2. Этюд «Катя плачет».

Цель: выявить умение определять эмоциональное состояние сверстников, оказывать утешительную помощь.

Материал: картинки с изображением различных эмоциональных состояний детей.

3. Игра парами «Прокати мяч друг другу».

Цель: выявить характер взаимоотношений детей.

Материал: мяч.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка ...

Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относился к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение. Проблемное обуч ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru